Новости
20  Января  2004
Газета "Известия"

 

Минпромнауки придумало план для российского машиностроения

 

Татьяна Рыбакова

 

Минпромнауки объявило об окончании работы над комплексом мер по развитию российского машиностроения. Шести месяцев доработки документа, призванного конкретизировать концепцию развития отрасли, не хватило для того, чтобы включить в него пожелания самих машиностроителей. В результате, по мнению последних, промышленная политика государства в области машиностроения так и останется набором деклараций. Слухи о скорой смерти российского машиностроения преувеличены, считает Минпромнауки. "У нас есть и передовые отрасли, - пояснили "Финансовым Известиям" в пресс-службе ведомства. - Например, производство грузовиков, что показала победа "КамАЗов" в ралли "Париж-Дакар". Или танкостроение". Машиностроительный комплекс, часть отраслей которого является базой для развития других секторов промышленности, для экономики особенно важен, отмечают чиновники. Эксперты считают, что сам по себе комплекс мер по развитию машиностроения необходим. Другое дело, как реализуются в документе Минпромнауки стоящие задачи. "Документ сырой, и работать над ним предстоит еще долго", - считает аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев. По его мнению, в документе практически не прописаны меры тарифной политики, механизмы применения запретительных таможенных пошлин. С одной стороны, например, наши станкостроители еще не скоро смогут конкурировать с зарубежными производителями, с другой - без массированных инвестиций им производства не поднять. А инвестиции в условиях массовых закупок иностранной продукции придут в машиностроение не скоро. Надо сосредоточиться на поддержке лидеров, считает Нуштаев, и в комплексе мер должны быть четко расписаны соответствующие долгосрочные программы. "С самого начала Минпромнауки допускает ошибку", - комментирует документ вице-президент Российского союза машиностроителей Владимир Сергеев. Ошибочным он считает содержащееся в комплексе мер предположение, что развитие машиностроения тормозит низкий платежеспособный спрос. Отсюда делается вывод, что основное направление господдержки комплекса должно лежать в расширении внутреннего рынка и стимулировании закупок продукции со стороны естественных монополий. "Неужели не понятно, что государство не может регулировать заказы в принудительном порядке?" - недоумевает Сергеев. Критически он относится и к выполнению основных мер в виде федеральных целевых программ. По мнению Сергеева, они плохо финансируются и не учитывают реального положения вещей. "Минпромнауки не смогло отойти от наследия Госплана", - резюмирует он. Сами машиностроители говорят, что их предложения в документе практически не отражены. Частично реализованы только поддержка экспорта в виде гарантий государства (пролоббированное Минэкономразвития) да финансирование научно-технических разработок. Между тем большая часть проблем машиностроителей лежит в области налоговой и таможенной политики, а также механизма стимулирования инвестиций. Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Вячеслав Жабин считает, что нужно разрабатывать меры по развитию не отдельных отраслей, а всей перерабатывающей промышленности. С ним согласен и Сергеев, перечисляя три решения правительства, кардинально изменивших ситуацию в машиностроении: выкуп земли, господдержка экспорта и решение о создании национальной авиастроительной корпорации. В последнем случае Сергеев отмечает то, что бизнес впервые разговаривал с государством на равных, не прося денег, а предлагая "войти в долю". "Абсолютно декларативный документ, призванный показать машиностроителям, что государство их не забывает", - резюмирует Жабин. А Сергеев добавляет, что декларирование роста производства к 2010 году в 7-8% в год, в то время как таких темпов российская промышленность в целом достигла уже в 2003 году, - это не стимул для развития комплекса, а повод для сомнения в его судьбе. "Французская федерация отраслей машиностроения считает необходимым для поддержания рентабельности комплекса завоевание мирового рынка, - говорит Сергеев. - А мы делаем ставку на внутренний рынок и принудительные закупки естественных монополий. Если смотреть на носки ботинок, с места не сдвинешься".

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.