Елена Никищенко
Впервые на Урале могут появиться частные
регулярные железнодорожные перевозки пассажиров
Впервые на Урале частная компания может заняться
пассажирскими перевозками по железной дороге. О планах с 5 февраля
запустить рейсы по маршруту «Магнитогорск — Екатеринбург» заявило
ООО «Магнитогорская пассажирская компания» (МПК, Челябинская
область). В ОАО «РЖД» пока разрешения на рейс не давали. По оценкам
экспертов, наполняемость рейсов на этом маршруте может составить
100 тыс. человек в год.
Как рассказал „Ъ” гендиректор МПК Владимир
Каргин, с 5 февраля планируется запуск поезда по направлению
«Магнитогорск — Екатеринбург». По его словам, рейс уже согласован
на уровне департамента пассажирских сообщений ОАО «Российские
железные дороги». «Поезд будет находиться в пути 12 часов,
стоимость билета в плацкарте составит 900 рублей, в купе — 1,6 тыс.
рублей. Перевозки будут осуществляться первой частной структурой,
занимающейся дальними пассажирскими перевозками, — Магнитогорской
пассажирской компанией на собственном составе», — пояснил господин
Каргин. В компании уточнили, что поезд будет проходить через
станции Карталы, Троицк, Челябинск и Каменск-Уральский три раза в
неделю. Планируемый пассажиропоток господин Каргин назвать
отказался, сославшись на коммерческую тайну. В планах пассажирской
компании — приобретение дополнительных составов и организации
рейсов по направлению Магнитогорск — Санкт-Петербург.
ООО «Магнитогорская пассажирская компания»
создано в 2005 году для перевозок и обслуживания пассажиров
железнодорожным транспортом. В ноябре 2011 года МПК получила
лицензию на осуществление перевозок пассажиров и багажа
железнодорожным транспортом от федеральной службы по надзору в
сфере железнодорожного транспорта. Летом 2011 года компании
переданы в аренду 56 пассажирских вагонов. Генеральный директор и
соучредитель МПК — Владимир Каргин, также являющийся директором
торгово-производственной фирмы «Гидро-Урал», реализующей
компрессорное и гидравлическое оборудование.
Впрочем, на РЖД отмечают, что пока утвержденного
графика по маршруту «Магнитогорск — Екатеринбург» нет. Но
источники, близкие к ОАО «РЖД» рассказали, что на данный момент у
них действительно находится заявка от ООО «Гидро-Урал» с просьбой
запланировать маршрут «Магнитогорск — Екатеринбург —
Санкт-Петербург». Пока договор на предоставление услуг
инфраструктуры не подписан. В справочной службе ОАО «РЖД» уточнили,
что таких рейсов в расписании Магнитогорского и Екатеринбургского
железнодорожных вокзалов нет.
Старший аналитик аналитического
департамента ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что при
правильной «раскатке» маршрута МПК в течение 2012 года может выйти
на нулевую прибыль, а в 2013 году — уже на чистую, «поскольку
пассажирские перевозки регулярно индексируются, причем темпами
превышающими инфляцию».
С ним не согласен гендиректор исследовательского
агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов, который считает, что на
100%-ную окупаемость и наполняемость рейсов МПК рассчитывать не
стоит. «Были прецеденты организации рейсов частными компаниями —
«Н-транс» между Санкт-Петербургом и Москвой, регулярного поезда по
направлению «Москва — Санкт-Петербург — Москва» наполовину частной
компанией ЗАО ТК „Гранд Сервис Экспресс”», — рассказывает господин
Безбородов. По его расчетам, исходя из численности населения
Магнитогорска и Екатеринбурга, а также параметра автомобилизации,
100%-ная наполняемость рейса по направлению «туда — обратно»
составляет 130 тыс. человек в год. «Скорее всего, они смогут
обеспечить 70%-ную наполняемость, то есть, 100 тыс. человек — это
7% населения обоих городов. Хотя я не уверен, что эти люди поедут в
этом направлении, поскольку экономически активное население едет в
Москву и Санкт-Петербург», — считает господин Безбородов, добавляя,
что при низкой цене билетов и ориентации на бизнес-поездки, выйти
на окупаемость и 100%-ную загрузку не удастся.
http://www.kommersant.ru/doc/1853091