ОАО "АвтоВАЗ" поменял структуру управления своей
дочерней компанией ОАО "АвтоВАЗтранс". Пост гендиректора покинул
близкий к группе "СОК" Владислав Чернушко. Его место занял
представитель ВАЗа Андрей Караваев. Контроль над дочерней
структурой ВАЗа ОАО "АвтоВАЗтранс" СОК установил в 2000 году.
Формально АВТ оставался собственностью автогиганта, поскольку все
100% акций по-прежнему принадлежали тольяттинскому заводу, однако
активы компании были переданы СОКу в оперативное управление. Все
ключевые товарные потоки "АвтоВАЗтранса" контролировались
менеджерами, близкими к самарской группе. По данным финансовой
отчетности компании, ежегодная выручка от деятельности АВТ
составляла 2,5-3 млрд руб. После прихода на завод команды
управленцев из Рособоронэкспорта первоочередной задачей стало
возращение ВАЗу контроля над дочерними и аффилированными
структурами. Впрочем, как отметил аналитик ИК "Проспект" Дмитрий
Кипа, о возможности лишения самарского холдинга полномочий по
управлению "дочками" ВАЗа было заявлено еще до того, как
государственная структура зашла на завод. "К моменту появления
новых топ-менеджеров на автогиганте часть ключевых постов на ВАЗе
занимали выходцы из СОКа. В настоящее время "Рособоронэкспорт"
ставит своих людей, пытаясь увеличить степень контроля над
компанией", - считает Кипа. Как уже сообщало "СО", в конце прошлого
года из совета директоров ДААЗа были исключены несколько
менеджеров, лоббировавших интересы СОКа. В тот момент эксперты
предположили, что вслед за ДААЗом новые управленцы примутся за
генерального перевозчика автозавода "АвтоВАЗтранс" (АВТ) и
производителя компонентов трансмиссии, кузова, рулевого управления
и подвески - тольяттинское ЗАО "Мотор-супер", которые также были
отданы предыдущим руководством в оперативное управление СОКу. В
начале этой недели ОАО "АвтоВАЗ" опубликовало отчет за I квартал
2007 года. Согласно раскрытой в нем информации, 19 февраля 2007
года на "АвтоВАЗтрансе" произошла смена генерального директора.
Владислава Чернушко сменил Андрей Караваев, ранее работавший в
должности заместителя директора ОСКБ ОАО "АвтоВАЗ". По заявлению
одного из источников на предприятии, новые собственники завода
решили окончательно избавиться от обязательств перед "соковцами",
которые "мешают дальнейшему развитию ВАЗа". В пользу этой версии
говорит и тот факт, что ОАО "АвтоВАЗтранс" досрочно погасило
задолженности перед структурами СОКа, в том числе те, у которых
срок возврата кредита истекал в марте 2008 года. Аналитик ИК
"Финам" Денис Горев считает подобные меры необходимыми ВАЗу для
возвращения предприятия под свой контроль. "Не исключено, что столь
поспешное погашение всех задолженностей связано с беспокойством
менеджмента ВАЗа, что СОК может использовать долговую нагрузку для
перевода предприятия или его части в свою собственность. С другой
стороны, можно предположить, что СОК достаточно легко отказывается
от этого актива, поскольку у него попросту нет вариантов. Самарский
холдинг вряд ли может эффективно противостоять "Рособоронэкспорту"
с его мощным финансовым и административным ресурсом. Скорее всего,
в данной ситуации СОК мог бы только затягивать процесс, но не
обратить его", -считает Денис Горев. Аналитик ИФК "Метрополь"
Александр Жуков полагает, что для нынешнего руководства ВАЗа смена
менеджмента на АВТ является лишь частью запланированных мероприятий
по укреплению своих позиций. "Не думаю, что в масштабах
тольяттинского предприятия ощутимую роль могла бы сыграть зачистка
от менеджеров СОКа. В свою очередь, самарской группе, по сути дела,
тоже ни к чему оставлять в своих руках оперативное управление
делами компании, в которой у нее нет доли и когда она в любом
случае не может оказывать существенного влияния на бизнес
автогиганта. При старом руководстве ВАЗа СОК имел существенно
большую степень влияния, а в настоящее время стал простым
исполнителем. Безусловно, это повлекло за собой снижение доходов
группы", - заметил Александр Жуков. Получить комментарии на
ОАО "АвтоВАЗ" "СО" не удалось. В группе "СОК" признали, что вновь
назначенный генеральный директор ОАО "АвтоВАЗтранс" никак не связан
с холдингом, но от более подробных комментариев отказались.