Рабочих КАвЗа могут сократить на
треть
Алексей Охлопков
Правительство Курганской области до сих пор не
может убедить Группу ГАЗ отказаться от сокращения работников ООО
«Курганский автобусный завод» (КАвЗ, входит в ГАЗ) — к 10 марта
2010 года предприятие планирует высвободить 234 рабочих. В ГАЗе
поясняют, что иначе не смогут вывести завод на безубыточный
уровень. На отмене приказа о сокращении настаивает и федерация
профсоюзов Курганской области (ФПКО), считая его незаконным.
Группа ГАЗ не исключает, что в случае отсутствия
достаточного для рентабельной работы объема заказов для ООО
«Курганский автобусный завод» (КАвЗ) решение о высвобождении 234
сотрудников предприятия может быть принято уже в ближайшее время.
«Дело в том, что в условиях 70%-го падения рынка выход на
безубыточность без оптимизации численности персонала КАвЗа
невозможен, так как риски неисполнения обязательств по выплате
заработной платы, налогов и расчетов с поставщиками вынудят
вернуться к вопросу о консервации завода. Поэтому вопрос о
высвобождении сотрудников КАвЗа обсуждался с правительством области
еще при принятии решения о сохранении предприятия (было принято 18
ноября — „Ъ“)», — отметили в компании. В пресс-службе ГАЗа
пояснили, что при нынешней численности сотрудников автобусного
завода в 729 человек расчетная точка безубыточности работы КАвЗа
составляет около 500 автобусов в год, и в этом случае для работы с
прибылью требуется выпускать около 600 автобусов в год. «Однако на
данный момент подтвержденный объем заказов КАвЗа на 2010 год — 300
автобусов, что ниже точки безубыточности и генерирует убытки. При
данной ситуации на рынке предприятие возможно сохранить лишь при
снижении численности до 500 человек», — рассказали представители
ГАЗа.
Напомним, судьбу КАвЗа курганская
обладминистрация обсуждает с Группой ГАЗ уже более полутора
месяцев, и пока губернатору Олегу Богомолову удалось добиться лишь
решения машиностроительного холдинга об отказе от переноса
производства из Кургана на Павловский автобусный завод. Последнюю
неделю обладминистрация ведет переговоры с ГАЗом, намереваясь
убедить группу не сокращать работников КАвЗа, но это пока не
удается. «Мы считаем, что на будущий год возможна сборка на
Курганском автобусном заводе 600 машин. Так, в 2010 году должен
быть реализован контракт с Никарагуа на поставку КАвЗом этой стране
250 машин (его реализация планируется в рамках
межправительственного соглашения между Россией и Никарагуа — „Ъ“).
Кроме того, также в 2010 году продолжит действовать федеральная
программа обновления парка автомобильной техники (в этом году в
рамках программы КАвЗ должен произвести 300 автобусов — „Ъ“).
Поэтому в итоге, по нашим расчетам, даже при сохранении рабочих
мест в следующем году КАвЗ должен сохранить рентабельность и
получить прибыль в 37 млн рублей», — отметил пресс-секретарь
губернатора Курганской области Дмитрий Серов. Позицию областных
властей поддерживают и профсоюзы. По словам председателя ФПКО
Владимира Андрейченко, изданный управляющим директором КАвЗа Олегом
Шалаевым приказ о сокращении к 10 марта 2010 года 234 штатных
работников завода является незаконным, так как при его принятии не
было учтено мнение профкома. «Поэтому правовая инспекция труда
федерации профсоюзов Курганской области 8 декабря внесла в
КАвЗ представление о немедленной отмене приказа», — сообщил он. В
Группе ГАЗ с этим мнением не согласны: «Приказ управляющего
директора КАвЗа Олега Шалаева не содержит указаний на конкретных
работников предприятия, издание такого документа не требует
согласования с профсоюзными организациями, а значит не является
нарушением требований действующего трудового законодательства».
По словам аналитика ИФК «Метрополь» Андрея
Рыжкова, вероятнее всего, в отличие от решения о консервации
Курганского автобусного завода, от идеи оптимизации численности
персонала завода ГАЗ не откажется. «Прецедентов закрытия крупных
машиностроительных заводов с момента наступления кризиса в России
еще не было, и решение о консервации КАвЗа могло негативным образом
отразиться на имидже ГАЗа, так как привело бы к вспышке социальной
напряженности в регионе. Но и оставить все как есть ГАЗ тоже не
может, так как рынок автобусов не стабилизировался и тенденция его
падения сохраняется», — отметил он. С этим мнением согласен
аналитик ИГ «Атон» Юлий Матевосов, по словам которого ГАЗ вынужден
сокращать персонал из-за специфики развития автобусной отрасли.
«Большая часть закупок автобусов в России приходится на госзаказ,
объем которого в будущем году ожидается меньшим, чем в этом году (в
2009 году составил в целом порядка 30 млрд рублей)», — отметил он.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли не исключает, что если
ситуация в отрасли средних автобусов не изменится, ГАЗ может
вернуться и к обсуждению вопроса о переносе производства КАвЗа на
Павловский автозавод. «Этот завод является основным активом ГАЗа,
на который приходится более половины производимых Группой
автобусов, и перевод на него производства КАвЗа был бы логичным с
точки зрения оптимизации процессов», — отметила она.