Авиастроительная корпорация хочет упростить
структуру управления, чтобы сэкономить миллиарды рублей
«Туполев» уже через пару лет может стать
филиалом ОАК
Cовет директоров Объединенной авиастроительной
корпорации (ОАК) на заседании в четверг, 8 декабря, одобрил
дорожную карту трансформации корпоративной структуры ОАК, а именно
– переход на единую акцию, рассказали три федеральных чиновника.
Представители ОАК и Минпромторга (министр промышленности Денис
Мантуров возглавлял совет) от комментариев отказались.
ОАК – крупнейший по выручке отраслевой холдинг в
России, почти на 100% принадлежит государству. Корпорация,
созданная в 2006 г. для консолидации авиапредприятий, включает в
себя около 80 юридических лиц (не считая неконтрольных пакетов),
большая их часть принадлежит корпорации не напрямую, а через
дочерние субхолдинги: «Сухой» (у ОАК – 81%), «Иркут» (у ОАК
напрямую – 86,12%, у «Сухого» – 9,45%), РСК «МиГ» (у ОАК – 100%),
«Туполев» (95,95%), ОКБ им. А.С. Яковлева (у «Иркута» – 75,46%
голосов, у ОАК – 6,66%) и др. На Московской бирже обращаются бумаги
«Иркута» – в пятницу он стоил 11,3 млрд руб.
Китайский проект
Совет директоров ОАК также одобрил участие
корпорации в совместном предприятии (СП) по созданию
российско-китайского дальнемагистрального самолета. Соглашение
создать СП для разработки широкофюзеляжного самолета заключили
летом ОАК и китайская COMAC.
Рассматривалось несколько вариантов
консолидации, рассказал один из собеседников «Ведомостей»:
единовременный перевод на единую акцию всех зависимых структур,
объединение «дочек» в субхолдинги по разным направлениям
самолетостроения с их последующим присоединением к ОАК – военное,
гражданское и др. Но остановились на присоединении всех юрлиц, за
исключением «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) и корпорации
«Иркут»: они производят гражданские самолеты (первая выпускает
ближнемагистральные Sukhoi SuperJet 100, вторая разрабатывает
среднемагистральный МС21), являются держателями сертификатов,
переводить которые на другое юридическое лицо сложно и долго,
продолжает он. Концепция может измениться, ГСС и «Иркут»
впоследствии могут быть объединены в одну «гражданскую» «дочку» или
все-таки присоединиться к ОАК, добавляет другой собеседник.
Одобрены не юридические процедуры по
объединению, а пока только программа действий, поэтому члены совета
директоров голосовали не по директиве, говорят два чиновника.
Процесс перехода на единую акцию должен начаться в 2017 г. и
завершиться в 2018–2019 гг., сказал человек, близкий к ОАК. По его
словам, менеджменту поручено подготовить технико-экономическое
обоснование трансформации: выгоду, необходимые расходы – все это
еще предстоит рассчитать.
Консолидация должна прежде всего повысить
управляемость и прозрачность корпоративных процедур в ОАК, привести
к росту капитализации, говорит федеральный чиновник. Консолидация
нужна и для перевода ОАК на новую индустриальную модель, считает
другой чиновник. «ОАК с ее многоступенчатой структурой управляется
тяжело, изменениям в виде сокращения мощностей и продажи активов
сопротивляются региональные власти и гендиректора предприятий, этим
«дочкам» и «внучкам» – что, постоянно директивы писать?» –
продолжает собеседник. На позапрошлой неделе Минпромторг представил
стратегию развития авиапромышленности до 2030 г., которая
предусматривает по сравнению с 2015 г. рост выручки отрасли в 2,5
раза (до 2,6 трлн руб.), экспорта – почти в 5 раз до $14 млрд. Для
этого нужно перейти от производства полного цикла на индустриальную
модель по образцу Airbus и Boeing, которые занимаются разработкой,
сборкой, маркетингом и продажей судов, а комплектующие закупают у
независимых поставщиков.
За несколько лет эффект от перехода на единую
акцию может составить «десятки миллиардов рублей»: большую часть
экономии принесет оптимизация административно-управленческого
персонала, также сократятся издержки, остальное даст экономия на
сервисных и поддерживающих функциях (бухгалтерия, IT, офисы),
оценивает человек, близкий к ОАК. «Консолидация – это важный и
прогрессивный шаг, необходимый для роста капитализации. Потенциал
роста у ОАК хороший. Но инвесторам необходимо видеть активные шаги
по снижению убыточности и затем росту прибыли – этого пока нет», –
говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «ОАК создавалась
как единый центр разработки российских самолетов, и переход на
единую акцию – это логическое продолжение процесса, которое должно
значительно повысить управляемость холдинга. Но предполагалось, что
это произойдет значительно раньше», – напоминает ведущий научный
сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов.
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/12/12/669121-oak-mozhet