ОАО "ИжАвто", входящее в самарскую группу СОК,
не нашло средств для досрочного исполнения обязательств перед
держателями своих облигаций на сумму 2 млрд рублей. Компания не
рассчитывает закрыть свои обязательства в течение ближайшего
времени и планирует предложить инвесторам реструктуризировать
задолженность.
16 декабря ОАО "ИжАвто" оказалось в ситуации
технического дефолта. Компания не смогла произвести выплаты по
оферте по облигационному займу на сумму 2 млрд рублей, размещенному
в мае 200? года. Размещение второго в истории "ИжАвто" займа
проводилось для получения средств на реализацию новых
инвестиционных программ по налаживанию полномасштабного
производства на заводе внедорожника ИА Sorento. Причиной
неисполнения обязательств по займу было названо "отсутствие
денежных средств, необходимых для осуществления выкупа облигаций,
предъявленных держателями досрочно в полном объеме".
Как сообщили в управлении по связям с
общественностью группы СОК, для выхода из этой ситуации компания
намерена обращаться за помощью к инвесторам. "В сложившейся
ситуации ОАО "ИжАвто" планирует в ближайшее время обратиться ко
всем держателям облигаций с предложениями по реструктуризации
долга", - говорит руководитель управления по связям с
общественностью группы Дмитрий Румянцев. По его словам, для
переговоров с инвесторами "ИжАвто" планирует привлечь в качестве
агента по реструктуризации "один из крупнейших инвестиционных
банков". Вероятнее всего, им станет МДМ-банк.
Какие конкретно предложения будут сделаны
инвесторам, в группе не уточняют. Однако аналитики утверждают, что
речь может идти о разных формах реструктуризации. "Для крупных и
"живых" предприятий реструктуризация долга в текущих условиях чаще
всего подразумевает отсрочку и частичное погашение долгов", -
заявил СО начальник отдела анализа долгового рынка ИК "Велес
Капитал" Иван Манаенко. Солидарен с ним и ведущий аналитик
ИФК "Метрополь" Михаил Пак. "Я думаю, что в предложениях держателям
речь может идти о частичном погашении, к примеру о 30% от
первоначальной стоимости облигаций, и дальнейшем полном погашении в
2011 году", - считает он.
В том случае, если держатели облигаций не
согласятся на предложенные им условия, "ИжАвто" рискует выйти за
рамки технического дефолта и оказаться на грани банкротства. Для
того чтобы избежать такого сценария, "ИжАвто" необходимо решить
проблему в течение 30 дней. Эксперты не берутся
прогнозировать, удастся ли компании ограничиться техническим
дефолтом. Все будет зависеть от того, пойдут ли держатели облигаций
на предложенные им условия, говорят они. "На данный момент трудно
прогнозировать, выйдет ли указанная ситуация за рамки технического
дефолта. Но я полагаю, что держатели облигаций, скорее всего,
пойдут на предложенные им условия", - говорит Пак.
По версии управляющего директора ЗАО УК "АГ
Капитал" Александра Агибалова, такой вариант развития событий был
бы вполне логичным. "С точки зрения держателя облигаций,
реструктуризация долга - единственный вариант более оперативного
возврата своих средств, потому что второй путь - обращение в суд. В
этой ситуации, мне кажется, держателям облигаций лучше
договариваться о новых условиях", - считает он.
Кризис поможет «АвтоВАЗу»
Группа "АвтоВАЗ", которая уже несколько месяцев
согласует сделку по выкупу "ИжАвто" и ряда автокомпонентных заводов
СОКа, может воспользоваться сложившейся ситуацией в своих
целях.
Переговоры о возможности продажи
автокомпонентного бизнеса СОКа и завода "ИжАвто" детально ведутся с
весны 2008 года. По словам источника в руководстве одного из
возможных покупателей активов "СОКа" – холдинга "Объединенные
автомобильные технологии", параметры сделки постоянно изменялись в
связи с общей финансовой ситуацией. В начале декабря
предполагалось, что сделка должна была быть завершена до конца 2008
года и что ее параметры утверждены. "Сделка сложная, в ней должны
были фигурировать разные формы оплаты, в том числе денежные
ресурсы", - говорит источник.
Эксперты уверяют, что техдефолт "ИжАвто"
вполне может отразиться на ходе переговоров и итоге сделки. "Если
сделка состоится, новый собственник должен будет взять на себя
обязательства по погашению оферты. "АвтоВАЗ" с этим справится,
потому что это - уверенное предприятие, имеющее господдержку. Они в
любом случае найдут деньги, чтобы направить их на спасение
компании. Другое дело, что в итоге это может привести к требованиям
скорректировать стоимость актива или к отказу от покупки", -
говорит Михаил Пак. С ним солидарен и Иван Манаенко. По его
словам, нужно понимать, что если, к примеру, от "АвтоВАЗа" "ИжАвто"
последует финансовая помощь, то долги у
предприятия все равно останутся, сменится лишь
кредитор. "Получить финансовую помощь со стороны "ИжАвто" будет
трудно, потому что сегодня основной источник денег - это
государство. А у "АвтоВАЗа" есть большие возможности влиять на
распределение денег в системе. Возможно, что, не перекрыв, но
ограничив доступ "ИжАвто" к ним, "АвтоВАЗ" может воспользоваться
текущей ситуаций и выкупить компанию за долги или при существенном
снижении прежней стоимости", - предположил аналитик.
Источники в группе СОК говорят о том, что среди
причин, повлиявших на невыплаты по оферте, фигурируют "затянувшиеся
переговоры по продаже контрольного пакета ОАО "ИжАвто" "АвтоВАЗу".
Как отмечают в группе, акционеры завода сегодня находятся на
завершающей стадии переговоров по продаже контрольного пакета ОАО.
"В связи с этим предполагается, что новый собственник примет
активное участие в процессе реструктуризации облигаций ОАО "ИжАвто"
и в скором времени сделка будет закрыта", - говорят в СОКе.
Получить комментарий по указанному поводу в ОАО
"АвтоВАЗ" не удалось. Там заявили, что "пресс-служба ОАО "АвтоВАЗ"
будет комментировать тему приобретения ОАО "Иж-Авто" только после
завершения переговоров".