Ольга Самофалова, Вера Козубова
После рекордных убытков «АвтоВАЗ» в 2010 году получил
прибыль и начал расчет по долгам
В 2010 году крупнейший российский автоконцерн «АвтоВАЗ» получил
прибыль после рекордного убытка годом ранее. Причем чистая прибыль
по РСБУ в реальности оказалась вдвое больше ожиданий. Операционная
прибыль вырастет и в этом году, однако из-за отмены утилизационной
программы увеличивать рентабельность станет сложнее, считают
эксперты.
«АвтоВАЗ» по итогам 2010 года вышел на чистую прибыль по РСБУ в
размере 2,106 млрд рублей против рекордного чистого убытка в 38,5
млрд рублей в 2009 году. В кризисный 2009 год завод чуть не стал
банкротом.
Руководство завода ожидало, что 2010 год станет для завода
удачным, однако не настолько. Вице-президент компании Олег Лобанов
ранее прогнозировал, что чистая прибыль по РСБУ составит около 1
млрд рублей, а заводу удалось удвоить этот показатель. «Менеджмент
и коллектив предприятия добились действительно хорошего
результата», – заявил председатель совета директоров «АвтоВАЗа»
Сергей Чемезов.
«АвтоВАЗ» думает запустить стимулирующие акции для увеличения
продаж, в том числе собственную программу утилизации, подобно
действующей сейчас в России программе Uz-Daewoo»
Стать наконец прибыльным предприятием «АвтоВАЗу» помогло
государство, которое выделило в общей сложности 75 млрд рублей
заводу через госкорпорацию «Ростехнологии», а также запустило
программу по утилизации подержанных автомобилей.
«АвтоВАЗ» уже начал раздавать долги. В декабре 2010 года он
погасил 2,56 млрд рублей госкорпорации «Ростехнологии» в рамках
погашения частичной ссуды в 10 млрд рублей, взятой в прошлом году,
заявил генеральный директор автоконцерна Игорь Комаров Reuters. В
этом году компания подписала соглашение о реструктуризации долга в
25 млрд рублей до 2019 года.
При этом основной долг «АвтоВАЗа» перед Ростехнологиями будет
гаситься за счет эмиссии акций автозавода, напоминает Лобода.
Завод намерен разместить допэмиссии акций. Сейчас пакетами по 25%
акций «АвтоВАЗа» владеют сам завод, Renault, Ростехнологии и
«Тройка Диалог».
На первом этапе допэмиссии предполагается, что Renault внесет
технологии на 4,368 млрд рублей, сохранив при этом свой пакет,
Ростехнологии увеличат свою долю до 29,4%. Доля «Тройки Диалог»
размоется до 20,53%. Таким образом, госкорпорация получит акции
завода в счет долга «АвтоВАЗа» на сумму 12,666 млрд рублей.
«АвтоВАЗ» стал основным бенефициаром программы и сумел вырваться
в лидеры по продажам исключительно благодаря ей», – говорит
аналитик «Инвесткафе» Максим Лобода. В прошлом году завод увеличил
выпуск машин на 85% до 545 450 автомобилей и продал почти в полтора
раза больше, чем годом ранее, – около 559 тыс. авто. Почти половина
машин была продана по утилизационной программе – 222 тыс.
машин.
«Выйти на операционную прибыль «АвтоВАЗу» помог рост
продаж за счет программы по утилизации автомобилей, – соглашается
аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. – Благодаря этому компания
смогла выполнить задачу по обслуживанию долга». По мнению эксперта,
первое полугодие этого года будет складываться удачно для
«АвтоВАЗа»: в ближайшие три–четыре месяца покупатели смогут
получить свои автомобили по программе утилизации
автохлама.
Однако после завершения утилизационной программы
продажи завода сократятся, поскольку она обеспечивала до 50%
продаж. Результаты второго полугодия 2011 года будут не такими
успешными, считает Андрей Рожков. «Спрос сосредоточится на более
дорогих автомобилях Lada Priora, а классические автомобили будут
менее востребованы», – говорит аналитик.
На самом «АвтоВАЗе» уверяют, что готовы к завершению
утилизационной программы, которая приведет к снижению продаж Lada.
По словам вице-президента по маркетингу и продажам Артема Федосова,
возможное снижение заложено в прогнозе продаж на 2010 год, передает
«Интерфакс».
Кроме того, по его словам, компания думает запустить
стимулирующие акции для увеличения продаж, в том числе собственной
программы утилизации, подобно действующей сейчас в России программе
Uz-Daewoo. Эта компания в апреле прошлого года начала обменивать
старые автомобили на новые: стоимость авто с пробегом шла в счет
приобретаемого нового Nexia или Matiz. Причем если сдавалась старая
модель Uz-Daewoo, то машину оценивали не менее чем в 70 тыс.
рублей.
Ко всему прочему «АвтоВАЗ» в июле собирается восстановить
поставки автомобилей в Европу, а также в июне возобновить поставки
машинокомплектов Lada для сборочного предприятия в Египте и,
возможно, начать поставки машинокомплектов на завод в Уругвае в
Бразилии.
Но больше всего «АвтоВАЗ» надеется на свою новую бюджетную
модель Lada Granta, продажи которой начнутся в конце года. Заказы
на автомобиль завод намерен начать принимать уже в августе. Эта
модель должна заменить «классику»: «пятерки» снимаются с
производства, а выпуск «семерок» перенесен на «Ижавто». Однако все
эти меры могут лишь сгладить падение продаж Lada внутри России. В
финансовом плане заводу может помочь решение повысить цены на
автомобили во втором полугодии, о чем заявил в среду Федосов. «На
второе полугодие было запланировано повышение цен. Все зависит от
рыночной ситуации», – заявил он.
Напомним, что «АвтоВАЗ» повысил цены с 24 января из-за удорожания
комплектующих. При этом он отметил, что в первом полугодии
дополнительного повышения цен не планируется.
Тем не менее эксперты считают, что и 2011 год будет успешным для
завода. В любом случае, в этом году «АвтоВАЗ» получит операционную
прибыль, что поможет ему расплатиться с долгами, говорит Рожков.
«Рост прибыли компания может показать за счет сокращения издержек и
увеличения рентабельности производства, но после отмены программы
по утилизации сделать это будет существенно сложнее», – считает
Максим Лобода.
Реализация непрофильных активов – один из путей улучшения
финансового состояния, но принимая во внимание то, как проходило
избавление от ненужных активов в 2009 и 2010 годах, на это особо
рассчитывать не приходится, добавляет эксперт.