Структуры основателя нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко
приобрели контрольный пакет акций ОАО "Мурманский морской торговый
порт" (ММТП), сообщил источник, знакомый со сделкой.
"Сделку закрыли, порт принадлежит ему (Г. Тимченко – прим.)", -
сказал он.
Другой источник в отрасли подтвердил, что сделку планировалось
закрыть 10-12 февраля 2011 года. По его словам, Г. Тимченко
приобрел две офшорные компании, которые в сумме владели контрольным
пакетом акций порта, примерно за $250 млн. "Впрочем, эту цену
планировалось немного снизить", - сказал он.
Третий источник сообщил, что, по его информации, Г. Тимченко
"давно проявлял интерес к Мурманскому порту, уже года полтора
назад". Приобрести пакет ему помогло адвокатское бюро "Егоров,
Пугинский, Афанасьев и партнеры". По словам участников рынка, один
из офшоров принадлежит Николаю Егорову, основателю бюро, второй -
Сослану Хоребову, его партнеру.
Акционерами ММТП являются Specialized Project Investments B.V.
(46,63% обыкновенных акций), Laterium Commercial Limited (16,9%) и
Росимущество (34%). Таким образом, структуры предпринимателя
получили 63,53% акций. Неизвестно, собирается ли бизнесмен
участвовать в приватизации пакета акций компании - государство
планировало продать 20% акций в 2011 году, оставив за собой
"золотую акцию".
В Gunvor информацию о сделке опровергли, в Мурманском порту
оставили без комментариев, передают "Морские вести России".
Аналитики ВТБ-Капитала и RMG сходятся во мнении, что инвестор
рассматривал порт с прицелом на будущее: согласно проекту
Мурманского транспортного узла, предполагается строительство
угольного терминала мощностью до 20 млн тонн в год и нефтеналивного
терминала грузооборотом до 35 млн тонн в год на еще не освоенном
западном берегу Кольского залива.
На сайте компании сообщается, что одно из наиболее перспективных
направлений деятельности ОАО "ММТП" - это перевозки, связанные с
добычей углеводородного сырья, с развитием арктической
нефтегазодобычи на Тимано-Печерском и Приразломном месторождениях,
а также в районах Карского и Баренцева морей.
Аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков отмечает, что
проекты долгосрочные, и вряд ли Г. Тимченко покупал порт под них.
"Скорее он будет развивать свой угольный бизнес", - сказал эксперт.
"Можно смотреть на покупку в сочетании с интересом структур
бизнесмена к "Первой грузовой компании" ("дочка" ОАО "Российские
железные дороги", крупнейший железнодорожных перевозчик угля в
РФ)", - добавили аналитики RMG. По их словам, есть ожидания, что
крупнейший экспортер угля через ММТП - ОАО "СУЭК" - продолжит
наращивать поставки, что "положительно отразится на денежных
потоках Мурманского порта".
Капитализация ММТП на 10 февраля составляет примерно $110 млн
(рассчитана по котировкам на покупку, выставленным участниками
рынка в системе RTS Board). Аналитики считают, что Г. Тимченко
покупал акции компании по цене, учитывающий потенциал роста
капитализации. Акции компании малоликвидны - последняя сделка по
ним была в сентябре 2008 года.
Наша справка:
ОАО "Мурманский морской торговый порт" - крупнейшая
стивидорная компания на территории Мурманского порта. Компания
специализируется на перевалке угля, апатитов, а также генеральных
грузов, в том числе контейнеров.
Выручка ММТП в 2009 году составила почти 3,4 млрд руб., порт
является вторым в РФ по величине этого показателя после
Новороссийского порта. Чистая прибыль компании в 2009 году
составила 1 млрд руб. В предыдущем году компания увеличила
дивиденды на 5% по сравнению с 2009 годом, до 900,24 рублей на
обыкновенную и 2 тыс. 700,86 рублей на привилегированную акцию типа
А.
Однако в первом полугодии ММТП снизил чистую прибыль в 3,5
раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 года - до
247,601 млн руб. Выручка снизилась на 20,3% - до 2,96 млрд
руб.
Gunvor реализует проект по строительству терминала по
перевалке нефтепродуктов в порту Усть-Луга и мазутного терминала в
Новороссийском порту (совместно с ОАО "Новороссийский морской
торговый порт"). Также компания владеет пароходством Clearlake
Shipping Ltd., осуществляющей как перевозки на речных баржах в
России, так и погрузки на танкеры среднего размера в Балтийском
море и супертанкеры в Восточной Азии.