Дмитрий Беликов
Французский Alstom на этой неделе подпишет договор
купли-продажи 25% акций "Трансмашхолдинга" (ТМХ), крупнейшего в
России производителя железнодорожной техники. Alstom это даст
доступ к заказам ОАО РЖД, ТМХ -- к интеллектуальной собственности
концерна.
Сегодня начинается визит президента России Дмитрия Медведева во
Францию. Как сообщило агентство Reuters, на встрече господина
Медведева с президентом Франции Никола Саркози будет подписано
соглашение о продаже 25% акций "Трансмашхолдинга" французскому
Alstom. Глава ОАО "Российские железные дороги" (ОАО РЖД владеет 25%
акций ТМХ) Владимир Якунин также заявил "Интерфаксу", что
переговоры о продаже пакета акций ТМХ "завершатся в ближайшее
время". Представители ТМХ и Alstom от комментариев отказались, но
источники "Ъ" в ТМХ подтверждают, что договор должен быть подписан
на этой неделе.
Таким образом, ТМХ приобретет стратегического партнера, которого
ищет с конца 2007 года. Это необходимо компании для обновления
линейки подвижного состава за счет доступа к технологиям, взамен на
которые Alstom получит гарантированный заказ ОАО РЖД на свою
совместную с ТМХ продукцию.
До конца 2007 года основным претендентом на пакет ТМХ считался
канадский Bombardier, с которым ТМХ подписывал меморандум о
намерениях, но в итоге Bombardier вышел из сделки после начала
кризиса. Уже в апреле 2009 года ТМХ подписал меморандум о
партнерстве с Alstom, и с тех пор стороны вели переговоры о сделке.
Как говорят источники "Ъ", структура сделки с весны прошлого года
не поменялась: покупателем бумаг ТМХ станет Alstom Transport --
подразделение Alstom, занимающееся выпуском железнодорожной
техники. Оно приобретет 25% акций голландской Breakers Investments,
которая на 100% владеет ЗАО "Трансмашхолдинг". Продавцами акций
Breakers выступят структуры Искандара Махмудова, Андрея Бокарева и
"Транс-групп", которые в результате оставят себе 50% минус две
акции голландской компании. Еще 25% акций Breakers принадлежат ОАО
РЖД, но этот пакет в сделке не участвует.
Сумму сделки источники "Ъ" не называют, ссылаясь на
то, что она "не определена и в кризис точно определить ее
невозможно". На момент подписания меморандума между ТМХ и Alstom
Ernst & Young оценивал ТМХ в 71 млрд руб., но эта оценка была
сделана еще в 2008 году. Сейчас ТМХ наверняка стоит дешевле, думает
аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. Выручка холдинга в 2009
году упала до 71 млрд руб. (в 2008 году -- 94 млрд руб.), и при
операционной рентабельности ТМХ в 10-12% холдинг может стоить
где-то 40-50 млрд руб., считает он. Впрочем, один из
источников "Ъ" в ТМХ говорит, что Alstom будет вести расчеты с
акционерами ТМХ в зависимости от результатов холдинга по итогам
следующих лет. Оплата сделки начнется не ранее 2011 года, формула
расчета цены не раскрывается. Но, как и было оговорено в
прошлогоднем меморандуме, до конца этого года Alstom перечислит
владельцам ТМХ аванс в размере $75 млн.
Одно из ключевых условий сделки -- доступ ТМХ к интеллектуальной
собственности Alstom. Бизнес-план партнеры утвердят только до конца
года, но они уже создают в Москве единый инжиниринговый центр для
разработки железнодорожной техники, говорят источники "Ъ". Это едва
ли не единственный способ получить доступ к ноу-хау Alstom,
поскольку иностранцы неохотно делятся технологиями и стандартные
механизмы (например, покупка лицензии) не работают, добавляют они.
ТМХ в чем-то прав, говорит Кирилл Таченников из ИК "Открытие",
приводя в пример партнерство немецкого Siemens и ОАО "Силовые
машины" (концерн владеет 25% акций ОАО). Стороны работают по
лицензионным соглашениям, отмечает аналитик, и "Силовые машины"
долго не моли согласовать с Siemens условия покупки лицензий на
газовые турбины для энергетики.