Сбербанк намерен перепродать Opel
Екатерина Сороковая
В четверг в рамках XIII Петербургского
международного экономического форума глава Сбербанка Герман Греф
заявил, что его банк "не планирует оставаться стратегическим
партнером в этой сделке". По его словам, доля российского банка
(35%) будет продана сразу после того, как будет реализована
программа реструктуризации немецкого автопроизводителя.
Сбербанк пока не определился с потенциальным
покупателем. "После того, как мы закончим структурирование первой
части сделки, будем думать, кто может быть стратегическим
партнером", - сказал Герман Греф.
Он отметил, что в рамках сделки по приобретению
немецкого автоконцерна Сбербанк и Magna предоставят Opel 500 млн
евро пропорционально своему участию. Таким образом, большая часть
инвестиций будет с российской стороны.
Эксперты полагают, что, скорее всего, будущим
покупателем доли Сбербанка в Opel выступит российская компания.
"Могут продать FIAT, но они вряд ли захотят покупать Opel за
дорого, - говорит управляющий директор "Арбата Капитал Менеджмент"
Александр Орлов. - Вероятнее всего это будет "Группа ГАЗ", которая
уже сейчас выступает в качестве индустриального партнера в этом
консорциуме".
В четверг же стало известно, что канадский
производитель запчастей совместно со Сбербанком и "Группой ГАЗ"
намерен получить еще и все активы General Motors, расположенные на
территории России и СНГ. Речь идет о намерении включить в
консорциум завод General Motors в Шушарах под Санкт-Петербургом и
пакеты GM в двух совместных предприятиях - GM-АвтоВАЗ и
GM-Uzbekistan.
Эта ситуация чревата возникновением конфликта
между российскими автопроизводителями. Дело в том, что на днях
"Интерфакс" со ссылкой на источники на АвтоВАЗе сообщал, что тот
планирует выкупить долю General Motors в совместном предприятии
GM-АвтоВАЗ. По условиям соглашения между компаниями в случае
несостоятельности одной из сторон вторая получает право на
приобретение ее доли.
В пресс-службе АвтоВАЗа, впрочем, информацию о
намерении выкупить долю GM не подтвердили. "В настоящее время
каких-либо стратегических решений в отношении доли компании General
Motors в СП GM-АвтоВАЗ не принято", - заявил корреспонденту
"Газеты" руководитель пресс-службы АвтоВАЗа Александр Шмыгов.
Напомним, что General Motors принадлежит 41,6% акций в СП, таким же
пакетом акций владеет АвтоВАЗ. Оставшаяся часть (16,8%) находится у
ЕБРР.
"Вопрос шел не о продаже, а о передаче активов
GM в объединенную компанию, которая будет управлять этими
активами", - поясняет аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. Таким
образом, GM может не продавать свою долю в СП. По словам Лямина,
любые действия относительно СП GM-АвтоВАЗ будут согласовываться с
АвтоВАЗом, как с крупнейшим партнером.
Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак
предполагает, что АвтоВАЗ приобретать долю GM не будет, поскольку
не имеет достаточных средств. "АвтоВАЗ получит деньги от
государства и направит их в первую очередь на погашение
задолженности перед поставщиками", - говорит эксперт. При этом Пак
полагает, что российский рынок достаточно перспективный и GM вполне
может не отдавать российские активы консорциуму и остаться
владельцем акций в СП. "С другой стороны, может случиться так, что
для GM выгоднее будет расстаться со всеми европейскими активами для
того, чтобы сосредоточиться в Китае", - говорит эксперт, поясняя,
что объемы производства и спрос на автомобили в Китае очень
высоки.