Глеб Столяров, Юлия Федоринова
Новый менеджмент “АвтоВАЗа” будет искать заводы
по выпуску двигателей по всему миру. В апреле “АвтоВАЗ” проведет
переговоры о возможности покупки у DaimlerChrysler и BMW
бразильского Tritec Motors, производящего двигатели. На эту сделку
“АвтоВАЗ” готов потратить $300 млн. Кроме того, предприятие
присматривается к заводу по производству коробок передач в
Великобритании. “АвтоВАЗ” в 2005 г . выпустил 721 500 машин.
Выручка в 2004 г. – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд
руб. Около 62% акций завода владеют его “дочки”, управляют им
менеджеры “Рособоронэкспорта”. Прежний менеджмент “АвтоВАЗа”
потратил на обсуждение проекта создания завода двигателей и
трансмиссий около полутора лет. По бизнес-плану, представленному в
июле 2005 г., мощность завода должна была составить
300 000-350 000 двигателей в год, а объем инвестиций
в проект — $400-500 млн. “АвтоВАЗ” должен был выкупить и
внести в СП с General Motors оборудование индийского завода по
производству коробок передач обанкротившейся Daewoo Motor и
оплатить часть оборудования завода по производству двигателей Opel
из немецкого города Бохума, принадлежащего GM. Но, просчитав
себестоимость производства, руководство “АвтоВАЗа” сочло, что ВАЗ с
новым двигателем будет слишком дорог. Тогда GM предложил
“АвтоВАЗу” выкупить завод в Германии, на что “АвтоВАЗ” в октябре
2005 г. ответил отказом. Идею купить завод двигателей за
границей подхватили его новые хозяева. Руководство автогиганта
намерено провести переговоры о покупке завода двигателей Tritec
Motors в Бразилии, которым владеют DaimlerChrysler и BMW. Завод
выпускает бензиновые двигатели для Mini Cooper S объемом
1,6 л, его проектная мощность —
355 000 двигателей в год. “Идею купить этот завод
озвучивало еще прежнее руководство "АвтоВАЗа", но сделать это
Владимир Каданников так и не решился”, — говорит источник на
“АвтоВАЗе”. Теперь же оценить этот завод намерено новое руководство
предприятия. В начале апреля оно вместе с главой Роспрома Борисом
Алешиным посетит завод и сделает предложение о его покупке,
утверждает собеседник. “По предварительной оценке, покупка этого
завода может обойтись в $300 млн”, — говорит источник,
близкий к “АвтоВАЗу”. Он уточняет, что часть этих денег “АвтоВАЗ”
может заплатить сам, а остальное занять в банках. Причем, по словам
собеседника, завод может пригодиться и ГАЗу. “Но не факт, что
"АвтоВАЗ" купит Tritec Motors. Завод рассматривает несколько
вариантов по всему миру. На примете есть и завод по выпуску коробок
передач в Великобритании”, — рассказывает источник.
Пресс-секретарь гендиректора “АвтоВАЗа” Игоря Есиповского Владимир
Якушенко от комментариев отказался. А сотрудник одной из компаний,
работающих с “АвтоВАЗом”, предполагает, что речь может пойти о
заводе MG Rover, который сейчас распродает оставшиеся активы
на территории Великобритании в связи с покупкой китайской компанией
Nanjing Automobile Group и переездом в Китай. “Впрочем, нужно еще
проверить, сочетается ли английская коробка передач с бразильским
двигателем”, — отмечает собеседник. По его оценке, на покупку
и перенос в Тольятти завода коробок передач мощностью 400 000,
который стоит в среднем 30-50 млн евро, нужно не меньше
200 млн евро. Но аналитики менее пессимистичны. “Новый менеджмент "АвтоВАЗа" энергично взялся за переговоры с
иностранными партнерами, и, если этот запал не пройдет, им удастся
реализовать свои планы”, — отмечает аналитик “Метрополя”
Александр Жуков. Впрочем, он полагает, что “АвтоВАЗ” все равно
попросить государство просубсидировать ставки по кредитам.
На ГАЗе не исключают возможности кооперации с “АвтоВАЗом”, в том
числе и по двигателям, говорит представитель “Руспромавто”
(управляет ГАЗом). Сейчас на “Волгу” устанавливаются двигатели
Заволжского моторного завода и импортные — DaimlerChrysler и
Toyota.