“Волготанкер” сменил клиентаВместо “ЮКОСа” пароходство будет
обслуживать “Роснефть”
Глеб Столяров
Александр Тутушкин
“Волготанкер” объявил, что распрощался со своим
крупнейшим клиентом — нефтяной компанией “ЮКОС”, которая из-за
финансовых проблем решила отказаться от речных перевозок. Впрочем,
в “Волготанкере” уверяют, что объемы заказов не упадут благодаря
заказам от других нефтяников. А эксперты считают, что пароходству
сейчас даже выгодно дистанцироваться от опальной компании.
В 2004 г. “Волготанкер” перевез около 11 млн т
нефти и нефтепродуктов. Выручка пароходства за девять месяцев 2004
г. – более 4 млрд руб., чистая прибыль – 309 млн руб. Флот
“Волготанкера” насчитывает 353 судна дедвейтом 1,25 млн т. Около
95% перевозок “Волготанкера” – нефть и нефтепродукты, около 5% –
металлопродукция. Основные заказчики в 2004 г. – “ЮКОС”, “ЛУКОЙЛ”,
ТНК-ВР, “Башнефть” и независимые трейдеры. Менеджеры “Волготанкера”
контролируют около 80% его акций, 20% принадлежит
государству.
В 2004 г. на долю “ЮКОСа” пришлось 52% общего
объема перевозок нефти и нефтепродуктов “Волготанкера”. Но в этом
году заявок от нефтяной компании не поступало, рассказывает
вице-президент “Волготанкера” по связям с общественностью Андрей
Клейменов. Сотрудник “ЮКОСа” подтвердил “Ведомостям”, что в этом
году компания решила отказаться от перевозок своей продукции по
реке. По его словам, это связано с потерей основного добывающего
предприятия — “Юганскнефтегаза”, который в конце прошлого года был
продан за долги “Роснефти”. “К тому же мы вынуждены экономить
средства, так как наши счета арестованы. Поэтому мы вынуждены
выбирать более дешевые виды транспорта, а зачастую и продавать
нефть на скважине, чтобы не оплачивать транспортные издержки”, —
отмечает собеседник “Ведомостей”. Аналитик компании “Метрополь” Евгений
Сацков говорит, что после продажи “Юганска” у “ЮКОСа” стало больше
перерабатывающих мощностей, чем добывающих. “Для внутренней
транспортировки своей нефти им достаточно трубопроводного
транспорта”, — уверен он. Впрочем, Андрей Клейменов уверяет,
что, несмотря на потерю крупного клиента, объем перевозок у
“Волготанкера” в этом году будет не ниже, а возможно, и выше, чем в
2005 г. “Объем заявок на перевозку нефти и нефтепродуктов на этот
год сейчас превышает перевозные мощности "Волготанкера" на 7%”, —
говорит он. Опрошенные “Ведомостями” эксперты предполагают, что
компания продолжит возить нефть “Юганска”, а ее крупнейшим
заказчиком станет “Роснефть”. “Нефть "Юганска" никуда не делась,
просто у предприятия сменился собственник”, — отмечает Юрий Песков,
начальник аналитико-информационного центра компании “Новошип”.
Представители “Роснефти” и “Волготанкера” не комментируют эту
информацию. А вот представитель трейдерской компании Palmali Фоат
Халилов полагает, что “Волготанкеру” не удастся сохранить объемы
перевозок на прежнем уровне, так как объем речных перевозок в
России уменьшается. Palmali, по его словам, ожидает снижение объема
своих нефтяных перевозок по реке на 15% по сравнению с 2004 г.
“Даже если иметь в виду, что нефть "Юганскнефтегаза" осталась в
объеме перевозок "Волготанкера", совокупный объем перевозок
компании вряд ли останется на прошлогоднем уровне”, — считает
Халилов. Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов считает, что
“Волготанкер” сделал это заявление в рамках предпродажной
подготовки компании. “Им нужно максимально дистанцироваться от
“ЮКОСа”, — поясняет эксперт. В августе 2004 г., в разгар дела
“ЮКОСа”, самарская прокуратура обвинила “Волготанкер” в уклонении
от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн руб. В декабре
налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на 715 млн
руб., проверки за 2002-2003 гг. еще продолжаются. В январе 2005 г.
налоговые органы добились ареста счетов и части имущества
“Волготанкера”, а в феврале самарская прокуратура предъявила шести
его руководителям обвинения в мошенничестве и отмывании доходов.
Устав от борьбы, менеджеры “Волготанкера” решили продать
пароходство, но пока покупатель не найден.