Ольга Долгова
Популярность мяса птицы растет по всему миру, Россия не
исключение
По данным международного консалтингового агентства GIRA,
занимающегося изучением рынков мясной продукции, к 2020 году мясо
птицы станет более популярным, чем свинина - сегодняшний лидер.
Эксперты отмечают рост спроса на курицу и в России, сегодня объемы
ее продаж сопоставимы с продажами свинины. А вот потребление
говядины продолжает падать, что отрицательно сказывается на
состоянии далеко не благополучного сегодня рынка КРС.
Население планеты, по данным аналитиков, будет употреблять в два
раза больше мяса птицы, чем свинины, которая сегодня считается
самым популярным видом мяса в мире. Основная причина растущего
спроса на птицу - относительно невысокая цена продукта по сравнению
с ценами на говядину или свинину. По прогнозу аналитиков, резкое
повышение потребительского спроса на мясо птицы будет особенно
заметно на рынках США, Южной Америки, России, в странах Среднего
Востока и Китая. При этом повышение спроса в США будет связано с
увеличением численности населения; уже сегодня среднестатистический
американец потребляет в два раза больше мяса птицы, чем жители
других стран. На фоне интенсивного развития птицеводства особенно
плачевно выглядит рынок КРС.
Поддержка этой отрасли нужна не только в России, но и в США, где
потребление красного мяса на душу населения с 1970 года существенно
снизилось - с 94 фунтов на человека до 62 фунтов, согласно данным
Американского мясного института. Потребление мяса в мире растет. "В
основном рост потребления происходит за счет развивающихся стран,
Индии, Китая, Бразилии, а также за счет арабских стран.
Производство тоже растет, но оно не успевает за потреблением, -
комментирует эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые
консультации / Morison International" Петр Клюев. - При этом рост
производства неравномерный". В этом году производство мяса может
вырасти на 2-2,5% в основном за счет Китая, который дает почти
половину мирового производства свинины.
Вырастет производство курятины в Бразилии. "Если говорить о
потреблении мяса на душу населения, то здесь лидируют США,
Австралия и страны ЕС", - добавляет Петр Клюев. По мнению
начальника аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олега Абелева,
около 75% всего потребления мясной продукции в мире приходится на
Японию, Корею, Иран и Египет.
Вместо говядины
Структура потребления по видам мяса в России за последние годы
заметно изменилась. "В частности, существенно выросла доля мяса
птицы в суммарном потреблении: с 27% в 2000 году до 39% в 2009
году. Одним из факторов роста популярности курятины
стало растущее предложение охлажденного мяса птицы, - комментирует
старший аналитик ИФК "Метрополь" Татьяна Бобровская. - В то же
время доля говядины в объеме потребления за последнее время заметно
снизилась: с 39% в 2000 году до 29% в 2009 году. Объем потребления
свинины существенно не изменился, составив 34% и 32%
соответственно". По прогнозам, в долгосрочном периоде в России в
структуре потребления мяса примерно по 35% будут занимать свинина и
мясо птицы и около 30% - говядина.
Петр Клюев отмечает, что уже сегодня в структуре потребления
мяса почти равные доли приходятся на свинину и курятину (где-то по
35-37%), потребление говядины уже составляет менее 30% и продолжает
снижаться. По данным inFOLIO Research Group, наиболее популярным у
российских потребителей является мясо птицы - его потребляют 87%
населения страны. Еще 71% включают в свой рацион свинину, 62% -
говядину (по данным исследований других компаний - до 70%). "Очень
важно, что не употребляют мясо и мясные продукты около 0,7%
опрошенных (по данным других компаний - чуть более 1%), -
рассказывает генеральный директор inFOLIO Research Group Олег
Клепиков. - Главной тенденцией потребления мяса и мясной продукции
можно назвать постепенное сокращение потребления говядины - на 16%
за последние четыре года".
В УК "Финам Менеджмент" подтверждают постепенный рост доли мяса
птицы, прежде всего курятины, в рационе россиян на фоне общего
снижения потребления говядины. "Это связано с относительной
дешевизной куриного мяса, что делает его одним из самых доступных
продуктов - источников животного белка. Так, в период с 2000 по
2009 год доля мяса птицы на традиционном рынке мяса стабильно росла
- с 27% до 39% от объема рынка. В перспективе мы ожидаем
дальнейшего роста этого показателя - до 44% в 2012 г. и 45% в 2018
г.", - комментирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
Напротив, высокая цена на говядину будет способствовать тому, что
все большее количество россиян будет снижать ее долю в своем
рационе. "В отношении свинины мы полагаем, что ее доля не претерпит
серьезных изменений, хотя в долгосрочной перспективе мы считаем
вероятным небольшой рост, в пределах 2-3 п.п.", - добавляет
аналитик.
Едим больше
Основные тренды последних лет - существенное увеличение спроса
на фоне роста экономик развивающихся стран и сокращение предложения
в результате неблагоприятных климатических условий. Растущий спрос
и сокращение предложения способствуют динамичному росту цен.
"Динамика потребления мяса в России в последние годы демонстрирует
стабильный рост. Так, за последние 10 лет средний уровень
потребления вырос более чем на 40% (в 2000 г. этот показатель
составлял 45 кг/чел./год), - комментирует Максим Клягин. - Мы
полагаем, что этот рост продолжится и в будущем, причем даже
возможные кризисные проявления в российской экономике вряд ли
смогут заставить население страны сократить потребление мяса".
Показательным здесь является кризисный, 2009 г., когда, несмотря
на сокращение реальных располагаемых доходов населения, рост
потребления составил 3% год к году. По прогнозам аналитика "Финам",
в долгосрочной перспективе потребление мяса должно достигнуть как
минимум нижней границы биологически обоснованной нормы. В настоящее
время рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения
биологически обоснованная норма потребления мяса составляет не
менее 75-80 кг в год на человека. В России в 2009 г. на человека
приходилось в среднем 64 кг мяса в год, что на 15% ниже нижней
границы нормы. "Уровень потребления мяса в современной России
заметно отстает от соответствующих показателей большинства развитых
государств. При более оптимистичном сценарии возможен возврат к
уровням двадцатилетней давности (порядка 78 кг на человека в год)
или даже выход на уровень стран с развитой экономикой", - считает
Максим Клягин. По данным inFOLIO Research Group, на сегодняшний
день доля российского рынка мяса и мясных изделий составляет не
более 2% от общемирового. Собственное производство в прошлом году
составило более 6,8 млн т, продемонстрировав устойчивый рост,
импорт - около 3 млн т. "Собственное производство в течение
последних пяти лет выросло на 18%, прежде всего за счет мяса птицы
и свинины, в то время как доля импорта сократилась всего на 7%", -
отмечает Олег Клепиков.
"Несмотря на сохраняющееся давление на АПК целого ряда
негативных факторов, в том числе последствий кризиса и сокращения
вала зерновых в прошедшем сезоне, ситуация в секторе животноводства
в 2010 г. оставалась достаточно стабильной, а в ряде сегментов
сохраняется выраженная восходящая динамика объемов производства, -
рассказывает Максим Клягин. - Основными драйверами роста
животноводческого комплекса выступают птицеводство и свиноводство
(в КРС конъюнктура по-прежнему достаточно сложная)".
Согласно данным ФСГС, производство скота и птицы (на убой в
живом весе) выросло по итогам 2010 г. на 5,2% и составило 10 487
тыс. тонн. В том числе производство мяса птицы выросло на 10,8% и
составило 3850,4 тыс. тонн. Производство свинины выросло на 6,4% и
составило 3083 тыс. тонн. Производство КРС сократилось на 1,7% и
составило 3018 тыс. тонн.
Сильно зависимы
По мнению начальника аналитического отдела ИК "Риком-Траст"
Олега Абелева, основная проблема в структуре потребительского рынка
мяса в России в том, что неуклонно растет доля импортируемого мяса
- сейчас она составляет почти 50% в среднем по всем видам мяса.
"Если рассматривать ситуацию сегментированно, то наибольшая
обеспеченность внутреннего рынка наблюдается по мясу птицы, а
наибольшая доля импорта заключается по мясу баранины и ягнятины,
которая на 90% импортируется из Австралии и Новой Зеландии", -
комментирует Олег Абелев.
В "Финам" называют значительно меньшую цифру. "На сегодняшний
день около 20-25% российского рынка мяса формируется за счет
поступлений по импорту (в сфере готовой продукции зависимость еще
выше - более 30%), - отмечает Максим Клягин. - Вместе с тем мы
полагаем, что тренд последних лет на снижение импортозависимости в
целом сохранится и в среднесрочном горизонте данный показатель
удастся значительно улучшить".
По данным Института аграрного маркетинга доля импортного мяса на
российском рынке в 2010 году составила 21%. Наибольшая зависимость
сохраняется по говядине, доля импорта которой в 2010 году составила
около 27%, на импорт свинины в 2010 году пришлось около 21% против
23% в 2009 году. "Существенные результаты в части импортозамещения
в силу ряда причин (в том числе государственной политики
протекционизма) удалось продемонстрировать прежде всего
птицеводству (в 2010 г. импорт мяса птицы в натуральном выражении
сократился на 40%), - комментирует аналитик "Финам". - На наш
взгляд, в среднесрочной перспективе российское птицеводство в
принципе может достигнуть уровня, при котором вполне вероятной
станет реализация экспортного сценария".
Петр Клюев соглашается, что при сохранении существующих
тенденций роста к 2013 году мы уже полностью обеспечим себя
курицей, а свининой где-то на 90%. По мнению Татьяны Бобровской,
сокращение импорта свинины до 10% будет возможно только к 2015-му.
"Что касается импорта говядины, то здесь ситуация выглядит
принципиально иначе. Внутреннее производство КРС остается
низкорентабельным и неконкурентоспособным, что стимулирует рост
объемов поступлений по импорту", - отмечает Максим Клягин.
Цикл производства говядины очень долгий (не менее 10 лет) и
затратный. "В итоге ситуация такова, что сейчас импортная говядина
занимает почти 40% российского рынка", - считает Петр Клюев.
Главными импортерами по-прежнему остаются Бразилия и Аргентина.
Важными поставщиками можно назвать французские, немецкие, датские и
испанские компании.