РЖД проводит роад-шоу своих первых евробондов.
Компания планирует до окончания марта разместить долговые бумаги на
1 миллиард долларов. Рейтинговое агентство Fitch уже присвоило
облигациям рейтинг "BBB".
Раньше РЖД на рынок иностранных заимствований не
выходили. Долги у компании, вопреки распространенному мифу, все же
есть, но только на локальном российском рынке. Причем раньше,
госкомпании удавалось занимать под 13-15 процентов годовых.
Теперь получить деньги в долг выйдет
значительно дешевле, комментарий Business FM аналитика
Инвестиционно финансовой корпорации "Метрополь" Андрея Рожкова:
"Ориентировочно можно говорить о том, что ставка по бондам составит
от 7 до 8.5%. Если сравнивать с тем, какие ставки были в кризис, то
естественно сейчас компании удастся занять дешевле. Более высокий
спрос в настоящий момент именно на облигации РЖД, который
подогревается интересом в связи с тем, что компания не выпускала
валютные облигации до настоящего момента. Скорее всего, этот спрос
позволит компании занять дешевле, чем занимали в
кризис".
Конечно, ставка будет зависеть и от срока по
облигациям, пока не точно известно, будут ли бумаги размещаться на
7 или 10 лет. Но желающих приобрести евробонды у редкого
российского заемщика, имеющего рейтинг на равнее с государственным
- будет много, так что не исключено размещение и под 5.5 процента
годовых, считает директор аналитического департамента УК
"Ингосстрах инвестиции" Евгений Шаго: "Учитывая качество заемщика,
а качество РЖД, как заемщика, считается очень высоким, рейтинги
сопоставимые с суверенными рейтингами Российской Федерации.
Учитывая объем выпуска, 1 млрд долларов это не большой объем для
спроса на этом рынке, и безусловно будет намного превышать этот
обозначенный 1 миллиард. Можно ожидать, что книга заявок будет
переподписана в несколько раз".
Покупателями облигаций, по-мнению экспертов,
могут стать различные государственные и негосударственные фонды,
заинтересованные в длительных, надежных, пусть и не слишком
прибыльных инвестициях.
Инвестпрограмма РЖД на 2010 год запланирована в
размере 270 с половиной миллиардов рублей. Монополия хотела урезать
ее на 25 миллиардов, потому что от продажи дочек удастся получить
только 100 миллиардов. Государство обещало поддержку в 400
миллиардов на ближайшие пять лет, но сколько монополия получит в
реальности - вопрос открытый. Сократить траты в этом году РЖД не
позволил минтранс, эксперты усматривают в этом некоторое
политическое противостояние между министром Игорем Левитиным и
главой РЖД Владимиром Якуниным.
Не исключено, что на большую часть вложений
придется занимать на зарубежных рынках, где деньги дешевле.