Информации о кризисе в российских СМИ
Александр Кленин
Россияне меньше стали доверять средствам
массовой информации в период кризиса. При этом значительная часть
наших соотечественников уверена, что СМИ недостаточно откровенно и
полно освещают экономический кризис, а также не дают необходимой
информации о происходящем. Такие выводы сделал ВЦИОМ на основе
данных опроса россиян, где они оценивали информацию о кризисе,
получаемую из СМИ.
Каждый пятый респондент, выражая свой вотум
недоверия к СМИ, напротив, уверен в том, что СМИ зачастую
преувеличивают последствия кризиса и разжигают страсти на пустом
месте. В отличие от 38% россиян, которые недоверчиво относятся к
информации об экономическом кризисе в СМИ, 27% наших сограждан
удовлетворены ее объективностью. Им вполне достаточно увиденного и
услышанного, чтобы разобраться в происходящем. Согласно опросу, чем
выше уровень образования россиян, тем чаще они скептически
оценивают работу СМИ.
По мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия
Федорова, на падение доверия к СМИ во многом повлияла
переориентация телевидения как основного канала коммуникации из
общественно-политического в развлекательный: «Самыми популярными
жанрами сейчас стали шоу, сериалы и художественные фильмы, тогда
как дискуссии и аналитические программы ушли на второй план или
исчезли вовсе. Остались только новости, но они быстро забываются».
Главную для себя информацию о работе, зарплате, экономике и
перспективах, по его мнению, население получает в своей социальной
сети, состоящей из близких друзей, родных и сослуживцев.
Одной из причин, почему население
скептически относится к продукции СМИ, является исторически
сложившееся недоверие граждан к написанному и чувство, что их все
обманывают, предполагает аналитик ИФК «Метрополь» Сергей
Васин. «Россияне вообще всегда склонны подозревать худшее,
мы — нация пессимистов», — более категоричен в своих оценках
Валерий Федоров. Поэтому и отношение к СМИ также испортилось на
фоне ухудшения общих ожиданий. «Сегодня у людей выросло недоверие
ко всему, что происходит, а СМИ при этом не вносят особой ясности в
происходящее», — поясняет РБК daily глава ВЦИОМ. Однако г-н Федоров
заметил, что пока можно говорить лишь о тенденции к изменению в
умонастроениях людей, они стали более подозрительными и
тревожными.
Долгое время само слово «кризис» в нашей стране
было нелегитимным, обращает внимание на этот факт руководитель
службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко. При этом
падение доверия к СМИ у населения уже не вызывает удивления у
экспертов. «Большая часть российских СМИ уже давно взяла курс не на
информирование населения, а на развлечение и пропаганду», — считает
г-н Тимошенко. По его мнению, степень доверия наших
соотечественников к средствам массовой информации в ближайшее время
продолжит падать.