Потанин не сольется с БендукидзеАкционеры «Силовых машин» не хотят
объединяться с ОМЗ
Евлалия Самедова
Какой-то злой рок мешает крупным отечественным
компаниям объединяться. ЮКОС с «Сибнефтью» пытались сделать это
дважды, и оба раза неудачно. В прошлом году объявили о слиянии
принадлежащие Кахе Бендукидзе «Объединенные машиностроительные
заводы» (ОМЗ) и входящий в холдинг Владимира Потанина «Интеррос»
концерн «Силовые машины». Но и это объединение, судя по всему, не
состоится. Вчера против слияния выступили миноритарные акционеры
«Силовых машин». Они не видят положительных сторон в альянсе с ОМЗ.
По всей видимости, им гораздо интереснее намерение немецкого
концерна «Сименс» приобрести 71% акций «Силовых машин». Но и эта
сделка может провалиться из-за того, что часть производств «Силовых
машин» работает на российский ВПК. Между тем стоимость сделки с
«Сименсом», по некоторым данным, может составить 245 млн. долл.
Основным интересом немецкой компании скорее всего является участие
в программе реконструкции 30 теплоэлектростанций, принадлежащих РАО
«ЕЭС». В начале года «Силовые машины» выиграли тендер на проведение
реконструкции Костромской ГРЭС, и тогда среди проигравших был и
«Сименс». Видимо, остальные электростанции будут модернизироваться
теми же «Силовыми машинами», поэтому единственным способом
поучаствовать в реконструкции для «Сименса» остается участие в
капитале «Силовых машин». Помимо деловых дивидендов «Интеррос» от
продажи контрольного пакета акций одного из своих подразделений
иностранному гиганту может получить и политическую выгоду. Компания
идет по дорожке, проторенной «Альфа-групп», которая продала свой
нефтяной бизнес (ТНК) британской ВР. Тем самым хоть как-то
обезопасив себя от вмешательства государства. Возможно, именно по
этой причине для «Силовых машин» сейчас более предпочтительна
сделка с немецким «Сименсом», нежели с отечественным концерном ОМЗ.
Некоторые аналитики сомневаются в том, что сделка с немецким
концерном может состояться. Серьезной помехой может стать тот факт,
что на «Силовых машинах» есть стратегическое производство. Поэтому,
аналитики «Мегатрастойла» считают, что объединение ОМЗ и «Силовых
машин» более вероятно, чем сделка с «Сименсом». Аналогичный довод против сделки
приводят и аналитики ИК «Метрополь». Они отмечают, что
правительство скорее всего будет возражать против ухода
контрольного пакета акций концерна, занимающегося, в частности,
военно-промышленным комплексом страны, за рубеж. В то же время,
по словам аналитика банка «Зенит» Сергея Суверова, после того как
«Сименс» официально подал заявку в Федеральную антимонопольную
службу на приобретение 71% акций «Силовых машин», государству будет
трудно объяснить немцам, почему оно может не санкционировать
сделку, в условиях, когда российские технологии по производству
энергомашиностроительной продукции морально устарели. Кроме того,
по мнению источников, близких к «Интерросу», власти не будут
препятствовать сделке «Силовых машин» с «Сименсом». В пользу этого
говорит тот факт, что главы России и Германии находятся в дружеских
отношениях и всячески поощряют крупные бизнес-проекты, а тот же
«Сименс» недавно заключил договор о стратегическом партнерстве с
российской АФК «Система».