Деятельность группы компаний "Метрополь"
в Бурятии не дает повода для равнодушия заинтересованной
общественности. Причем, одни пугаются амбициозных планов компании,
вторые ругают за медлительность. В условиях постоянного
неравнодушия к своей деятельности в регионе глава "Метрополя"
Михаил Слипенчук откровенно ответил на вопросы "Номер один". Как
оказалось, "Метрополь" собирается работать во всех перспективных
сферах экономики Бурятии — от туризма, транспорта и логистики до
добычи полезных ископаемых.

— 2010 год был успешен на Озерном
месторождении, с учетом запланированного?
— Работы на Озерном выполняются в соответствии с
лицензией. Запущено горнодобывающее предприятие на 1 миллион тонн
руды. Работает вся инфраструктура в полном объеме. Завершен проект
по строительству горно-обогатительного комбината на 8 миллионов
тонн руды в год. В общем, все идет согласно действующему
плану-графику.
— Недавно был заключен контракт по
проекту строительства Озерного горно-обогатительного комбината с
китайской компанией Metallurgical Corporation of China. На каких
условиях китайская сторона заходит на объект?
— Согласно нашим договоренностям, они будут
закупать продукцию Озерного горно-обогатительного предприятия в
объеме 40 процентов. MCC будут нашими техническими консультантами и
партнерами по строительству горно-обогатительного комбината, всей
сопутствующей инфраструктуры, ТЭЦ и железной дороги.
— Продолжаются ли переговоры о вхождении
"Роснано" в разработку Ермаковского месторождения?
— 16 декабря технический совет "Роснано" одобрил
прохождение заявки на строительство металлургического комбината на
Ермаковском бериллиевом месторождении. Речь идет о достаточно
больших суммах инвестиций. Я пока не хочу уточнять цифры. Мы
находимся в первой трети пути проработки этого проекта в
госкорпорации, и предстоит преодолеть еще много этапов.
— В 2010 году наметились ли какие-нибудь
сдвиги в позиции федеральной власти по Холоднинскому
месторождению?
— Первое: продолжается практическая работа
сторон по уточнению позиций. Поскольку месторождение было задето
освоением задолго до принятия закона "О Байкале" и до появления
особо охраняемой зоны ЮНЕСКО.
Второе: все, что мы планируем там делать, — это
разработка с соблюдением экологически безопасных технологий. Это
наша принципиальная позиция. Соответственно сейчас подготовлены
результаты независимых проверок по Холоднинскому месторождению, его
экологическому состоянию и способности влиять на Байкал. Поэтому, я
думаю, в следующем году будут какие-то решения правительства
России.
— Несколько недель назад общественность
в лице Совета старейшин при президенте Бурятии попеняла ему
лично на долгие сроки реализации проектов "Метрополя" на
месторождениях Бурятии. У вас есть возможность отразить свою точку
зрения.
— Во-первых, все делается в соответствии с
требованиями лицензий, которые существуют. Несмотря на
разразившийся экономический кризис. Многие компании вообще
прекратили свое существование и обанкротились. Поэтому Совет
старейшин может порадоваться за нас, что мы выжили и работаем в
Бурятии, несмотря на кризисное время.
Что касается Холоднинского месторождения, то не
моя вина в существующих противоречиях. С одной стороны, нам нужно
его разрабатывать, с другой, правительство России включило его в
особо охраняемую территорию. Я не имею права даже дороги строить и
электричество туда проводить. Как только эта коллизия будет решена,
мы сразу приступим к работам. И я очень благодарен Совету старейшин
за ту заботу, которую они проявляют к деятельности группы компаний
"Метрополь" в Бурятии.
— Интерес "Метрополя" в турзоне на
Байкале подкреплен управлением "Запсибгазпром" и несколькими
дочерними компаниями-резидентами Зоны. С какими основными
трудностями это направление бизнеса столкнулось в уходящем
году?
— Менялось руководство Особых экономических зон
и была приостановлена система финансирования. Понимая, что любая
остановка будет сдвигать сроки начала строительства объектов
туристско-рекреационного назначения, "Метрополь" профинансировал
"Запсибгазпром" самостоятельно. Это был тот момент, когда стройка
на Байкале должна была встать, но она не встала. Я считаю, что это
достижение группы компаний "Метрополь" в кризисное, тяжелое
время.
Еще у меня будет просьба к правительству
Бурятии. Надо все-таки ускорить работы в той части инфраструктуры
"Байкальской гавани", которая лежит на плечах правительства и их
компаний на подряде. Там работы отстают. А из-за взаимосвязанности
мы не можем ввести некоторые из своих объектов в эксплуатацию. Это
крайне важный момент, на который стоит обратить внимание.
И второй момент — дорога (Улан-Удэ - Курумкан. —
от ред.). Это кровеносная артерия, которая соединяет жизнь Байкала
со столицей Бурятии. Поэтому дорога должна быть отличной. С "горем
пополам" работа там продвигается вперед, но недостаточно быстро.
Там есть куски, которые не работают.
— Какими Вы видите структурно ваши
интересы в турзоне? Это будет управление строительством
туристических объектов под ключ на дальнейшую продажу или
девелопмент самого "Метрополя" и "дочек"?
— Как вы знаете, у нас достаточно
многопрофильная группа. В "Метрополе" есть компании, которые
управляют девелопментом, а также туристическими комплексами.
Поэтому в моих планах стоит полный девелопмент и управление нашими
объектами на Байкале. А что будет далее, лет через 10 лет, я не
загадываю.
— Год назад в одном из интервью Вы
обозначали интерес к улан-удэнскому аэропорту, с точки зрения
девелопмента. С той поры от "Метрополя" ничего не было слышно.
Интерес угас?
— Мы занимаемся туризмом в Бурятии. Поэтому
заинтересованы, чтобы первое прикосновение к республике (аэропорт)
было красивым и приятным для каждого прибывшего туриста. Сюда
относится не только внешний вид аэропорта, но и удобства, связанные
с прохождением границы, например. Летом, при содействии "Группы
"Метрополь", президент Бурятии приглашал группу японских
бизнесменов. Могу сказать, что эти 20 человек проходили границу
больше часа. Мы можем говорить о массовом иностранном туризме в
таких условиях? Пока нет.
Ранее я предложил выделить нам землю, чтобы
построить рядом терминал для VIP-гостей. Президент Бурятии
поддержал такую идею. Но в процессе обсуждения мы вышли на
австрийскую компанию (владельцев аэропорта) и выяснили, что они
имеют желание продать объект. Правда, на тот момент цена была
достаточно высокой. На сегодня контакты с ними продолжаются, и об
их результатах вы скоро услышите.
— Продолжаем по Улан-Удэ. Бизнес-центр
на улице Борсоева скоро откроется. В Бурятии вызвал резонанс
возможный переезд на его площади резиденции Улан-Удэнского
горсовета депутатов. Насколько такой коммерческий проект может быть
реализован?
— Мы работам в рынке, и вопрос коммерции лежит в
основе всего. Естественно, если бы такое событие состоялось, то
"вес" этого здания на территории Улан-Удэ был бы очень
серьезным.
Вообще, это будет функциональный комплекс. Отель
4 звезды, фитнес-центр с бассейном, несколько ресторанов, бутики,
офисный центр, банк. Три этажа будут отданы под гостиницу и пять —
под офисы. Важно, что в условиях бурятской зимы там будет подземная
автостоянка. Со временем это станет культовым местом. Название
отелю мы уже придумали. Он будет называться "Мэргэн Батор".
— Сохраняется ли у структур "Метрополя"
интерес к гостиничному бизнесу в Улан-Удэ? В частности, резонанс
вызвало участие одной из ваших структур в конкурсе на гостиницу
"Гэсэр".
— Первое касание туриста в Бурятии — это
аэропорт, далее — хорошая дорога из него в Улан-Удэ. Но в городе
качественных гостиниц явно не хватает. Есть гостиница "Сибирь",
будет "Мэргэн Батор" на 37 номеров. Этого недостаточно. В то же
время крупнейшая туристическая компания Японии обещает мне, при
налаженной инфраструктуре, до 10 тысяч туристов в год в Бурятию.
Где мы их будем размещать? А для японских туристов, например, нужны
высококачественные отели. Хотя бы "четыре звезды".
Поэтому мы заинтересованы в приобретении или
строительстве многофункциональных отелей. Будет "Гэсэр"
выставляться на продажу — участвуем, другие — тоже будем
участвовать. Не будут выставляться — будем строить новые отели.
— Макроэкономический вопрос. Ваша цитата
год назад: "Экономический кризис еще не закончился, потому что
деньги из финансовой системы до предприятий не дошли". Что у нас
сейчас с экономическим кризисом в стране и с деньгами?
— Деньги до предприятий так и не дошли. Кризис
продолжается. Eдинственное, что госбанки начали финансировать
государственные компании или корпорации с большой долей
государственного участия. Соответственно, работает крупный капитал
для крупных госкорпораций. Что касается среднего и малого частного
бизнеса, то, к сожалению, он находится по-прежнему в тяжелом
положении, как и год назад. Первые росточки только сейчас выходят
на поверхность. Но от моих ожиданий это на уровне одного процента.
В общем, кризис не закончился, но первые ощущения, что он уходит,
появились.
— В каком направлении надо двигаться
Бурятии, чтобы выйти на совершенно иной уровень экономического
развития?
— У республики имеется всего лишь несколько
точек роста. Самое основное — это горнодобывающее направление. Но
необоснованная торопливость вредна. Горы как стояли, так и будут
стоять. Надо подходить качественно к любому объекту.
Второе — туризм. Но для туризма нужен сервис.
Прежде всего, скорость передвижения по республике. Дорогу до Турки,
я надеюсь, доделают, но на этом останавливаться нельзя. Нужны
целевые муниципальные, республиканские, федеральные программы по
инфраструктуре Бурятии — это дороги, электричество, связь.
Перспективным вижу развитие малой авиации.
Третье направление развития Бурятии —
логистические центры. Пересечение китайско-европейских потоков дает
возможность стать центром их перераспределения. Чтобы из Улан-Удэ
улететь до Токио (слава Богу, появился рейс Улан-Удэ — Улан-Батор),
раньше надо было добираться до Иркутска, потом лететь в Пекин,
оттуда в Токио. Или в Москву и потом в Токио. Во Владивосток из
Улан-Удэ попасть нереально сегодня. Поэтому необходимо развивать
Улан-Удэ и Иркутск как центры транспортного сообщения.
Четвертое направление — энергетика. Кроме
Гусиноозерской ГРЭС, практически ничего нет. Электричество дорогое
в Бурятии, значит, вся продукция дорогостоящая и
неконкурентоспособная. Нужно подумать, как существенно снизить
стоимость электричества — раза в три-четыре.
Летом начал обсуждаться вопрос о строительстве
газопровода из Иркутской области в Бурятию через Байкал. Необходимо
получить все комментарии ученых, Академии наук и с коллективным
решением обратиться к "Газпрому". Это сэкономит миллиарды долларов
на строительстве обходного газопровода. Наличие такого дешевого
ресурса изменит всю промышленную картину Бурятии.
Беседовал Виктор Золотарев, "Номер
один".