По новой программе к каждой АЗС придется
подводить свой газопровод
Иван Трефилов
Российские власти, владеющие крупнейшим в мире
производителем газа – компанией "Газпром", запускают проект по
расширению применения на транспорте этого вида моторного топлива.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление
правительства об увеличении числа автозаправочных станций,
способных заправлять автомобили газом. Согласно документу, теперь
это входит в перечень минимальных услуг автозаправок, "размещаемых
в границах полос отвода автомобильных дорог". Реализация положений
постановления, отмечается также в его тексте, будет способствовать
увеличению объемов газа в качестве моторного топлива, что
положительно скажется на экологической ситуации в стране.
Это постановление было принято правительством по
инициативе министерства энергетики, глава которого Александр Новак
уже давно активно лоббирует принятие государственных программ по
ускоренному отказу личного и, в первую очередь, общественного
транспорта от бензина и дизеля. "Россия сегодня является мировым
лидером по производству и добыче газа, – отмечал ранее министр, –
но при этом она занимает крайне низкое место по использованию
газомоторного топлива в экономике". Старший аналитик инвестиционной
финансовой компании "Метрополь" Андрей Рожков подтверждает: доля
российского транспорта, работающего на газе, сегодня практически
стремится к нулю.
"Если исходить из официальных данных, которыми
располагает Ассоциация газомоторных автомобилей, то сегодня в
России на газе передвигается менее 90 тысяч автомобилей, что
составляет примерно 0,2 процента от всего автомобильного
парка".
В конце минувшего века российские власти уже
вели кампанию по переводу автопарка страны на газ, но особых
успехов, если судить по нынешней статистике, так и не добились.
Андрей Рожков отмечает две основные причины такого малого числа
газомоторных автомобилей, первая из которых – неразвитость
инфраструктуры газомоторных заправок, а вторая – отсутствие
конкурентоспособного автотранспорта, работающего на газе.
"Российские и иностранные автопроизводители не поставляли на
внутренний рынок страны автомобили на газовом топливе, либо
производили и поставляли в небольшом количестве. Но стоимость этих
автомобилей, скорее всего, не была конкурентной по сравнению с
автомобилями, передвигающимися на жидком топливе".
Казалось бы, правительство делает все правильно,
приступая к решению этих двух проблем с расширения инфраструктуры
газовых автозаправочных станций: согласно подписанному
постановлению, каждая работающая АЗС чуть не обязана теперь иметь
техническую возможность заправлять автомобили не только бензином и
дизелем, но и газом. Однако специалисты обращают внимание на
некоторые странные обстоятельства, предшествовавшие принятию
правительственного документа.
Нынешние газовые автозаправки, напоминают они,
предлагают автовладельцам смесь бутана и пропана, получаемую в
процессе добычи и переработки нефти. Однако такой вид газомоторного
топлива не производят государственные компании "Роснефть" и
"Газпром", которые активно поддерживали принятие правительственного
постановления. Следовательно, предполагает глава Российского
топливного союза Евгений Аркуша, в документе подразумевается
расширенное применение другого вида топлива именно от этих
компаний, а именно сжиженного природного газа. "Для начала нужно
еще понять, о каком газе идет речь, поскольку есть несколько видов
газа. Есть сжатый пропан-бутан – это попутный нефтяной газ. Но,
скорее всего, речь идет о компримированном природном газе метане.
Это лоббирует "Газпром", это лоббирует "Роснефть", у которой
появляются дополнительные источники природного газа".
Однако замена бутан-пропановой смеси на метан,
говорит Евгений Аркуша, кардинально меняет саму технологию доставки
топлива на автозаправочные станции: если первый его вид вполне
можно подвозить на АЗС в цистернах, то со сжиженным природным газом
так уже не получится. "Надо четко понимать, что для оборудования
обычной автозаправки дополнительными возможностями по заправке
сжатым природным газом нужно к каждой из них подвести магистральный
трубопровод. Поэтому будет очень трудно перевести все заправки в
том числе и на газ".
Иначе говоря, чтобы обеспечить российские
автозаправки новым видом газомоторного топлива, а именно метаном,
лоббирующим проект государственным компаниям придется не только
построить заводы по сжижению природного газа, но и провести
газопроводы к каждой АЗС. "Газпром", например, оценивает эту
программу более чем в 240 миллиардов рублей, рассчитывая в том
числе на финансовую поддержку государства. Но решит ли расширение
числа газовых автозаправок вторую проблему проекта – отсутствие
конкурентоспособных транспортных средств, работающих на газе?
Сейчас интерес к программе ускоренного перехода
автомобильного транспорта на газомоторное топливо уже проявляют
некоторые российские автомобильные компании, в частности "КАМАЗ".
Андрей Рожков из инвестиционной финансовой компании
"Метрополь" пока не берется оценивать проекты этого крупнейшего в
стране производителя грузовиков – он лишь готов рассуждать о
продукции, которая может стать интересной потребителям. "Чтобы
добиться успеха на этом рынке, производителям необходимо будет
предложить потребителю автомобиль по стоимости не выше аналогичного
автомобиля на жидком топливе, а в идеальном варианте даже с
некоторой скидкой, чтобы побудить потребителей приобретать и
пользоваться автомобилями на газовом топливе".
Тем не менее, предупреждают эксперты, выпустить
на рынок конкурентоспособный по цене газомоторный автомобиль – это
половина дела. Потенциальные покупатели, уверен глава Российского
топливного союза Евгений Аркуша, еще не раз задумаются о его
экологичности и экономичности. "Как только Россия перешла на жидкое
топливо 5-го класса (а этот процесс идет стремительными темпами),
вопрос об экологии можно снимать, – говорит Евгений Аркуша, –
экологические характеристики жидкого топлива 5 класса практически
соизмеримы с топливом на газе".
Не менее спорны, по его словам, и рассуждения об
экономичности автомобилей, работающих на газе. "Сегодня цена на
газовое топливо действительно в два, а то и в два с половиной раза
ниже, чем на жидкое. Но нужно смотреть не просто на стоимость
топлива, а на его теплотворность, на его характеристики с точки
зрения возможности его использования как топлива. И здесь совсем
другое соотношение получается: расход на газе существенно выше, чем
расход на бензине или на дизельном топливе, поскольку теплотворная
способность газа намного меньше".
В целом Евгений Аркуша не верит в
жизнеспособность правительственного проекта увеличения доли
работающего на газе автотранспорта, несмотря на его лоббирование
крупными российскими компаниями с государственным участием. "У
меня, как и у многих других, по целому ряду причин есть большие
сомнения в реализуемости этого вида топлива. Но есть и еще один
важный вопрос – обеспечение безопасности как автомобиля,
оборудованного соответствующим видом топлива (там газ находится в
баллонах под очень большим давлением), так и самой автозаправочной
станции. Она совершенно другая, к ней предъявляются совершенно
другие требования, удорожающие в том числе и эксплуатацию
станции".
Тем не менее глава министерства энергетики
Александр Новак уже представил целую программу стимулирования
газификации автотранспорта в России. Она, в частности, предполагает
снижение или отмену таможенных пошлин на импортные и не
производящиеся в стране комплектующие для газомоторных автомобилей
и газовых автозаправок, а также снижение или отмену транспортного
налога на транспортные средства, работающие на газе. Однако все эти
предложения в правительстве пока только обсуждаются.
http://www.svoboda.org/content/article/25006352.html