За прошлый год она выросла
незначительно
Олег Трутнев
Вчера лидер сокового рынка России — ОАО
«Лебедянский» — подвел итоги за 2006 год. Чистая прибыль концерна
по МСФО выросла на 16%, составив 87,6 млн долл. Это самый низкий
рост показателя по сравнению с предыдущими годами: в 2005 году
прибыль увеличилась на 40%, а в 2004-м — на 55%. Причиной
замедления роста прибыли аналитики считают расходы предприятия на
приобретенную в прошлом году петербургскую компанию «Троя-Ультра»,
строительство завода в Новосибирске, а также рост затрат на
персонал. ОАО «Лебедянский» производит соки, нектары и детское
питание. Основные владельцы — депутат Госдумы Николай Борцов (30%)
и его сын Юрий Борцов, депутат Липецкого облсовета (25,13%). В
свободном обращении находится 23,87% акций. Основные бренды
компании: соки «Я», «Тонус», «Фруктовый сад», Frustyle, «ФрутоНяня»
(детское питание), «Туса Джуса», холодный чай «Эдо», питьевая и
минеральная вода «Липецкий бювет». Общие продажи компании в прошлом
году увеличились в денежном выражении на 38%, до 709,7 млн долл.
При этом продажи соков увеличились на 34% и составили 619 млн долл.
Продажи детского питания в денежном выражении составили 83,4 млн
долл., что на 63% больше показателя 2005 года. Продажи питьевой и
минеральной воды в денежном выражении составили 7,3 млн долл.
Показатель EBITDA вырос на 20% по сравнению с 2005 годом и составил
около 138,9 млн долл. Главными причинами замедления роста прибыли
«Лебедянского» в 2006 году аналитики называют затраты на расширение
мощностей: покупка «Трои-Ультра» и строительство завода в
Новосибирске. Между тем, как следует из отчета компании, в первом
квартале этого года ее чистая прибыль не выросла вообще. Как и в
аналогичном периоде прошлого года, она составила 24,2 млн долл. В
самом «Лебедянском» это объясняют серьезным ростом финансовых
расходов. «Мы увеличили долю заемного финансирования за счет
выпуска рублевых облигаций и банковских займов. Кроме того, у нас
выросли издержки, связанные с износом оборудования», — сказал РБК
daily директор по связям с общественностью и инвесторами компании
Александр Костиков. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил
Красноперов предположил, что на показатели чистой прибыли повлияло
и усиление команды коммерческого департамента — теперь 70%
продукции компании реализуется с помощью системы прямой
дистрибуции. «Таким образом, коммерческие расходы возросли на 68%,
— отмечает г-н Красноперов. — Именно благодаря увеличению этих
расходов рост продаж соков компании в натуральном выражении вырос
на 29%, в то время как рынок за это время подрос только на 12%». По
его словам, эти затраты позволят компании в дальнейшем наращивать
выручку существенно быстрее рынка. Впрочем, и сейчас, как
считают аналитики, выручка компании растет довольно высокими
темпами. За прошлый год она выросла на 38%, составив 709,7 млн
долл. Аналитики также отмечают, что компания продолжает поднимать
цены на свою продукцию — в первом квартале они выросли в среднем на
9,5%. «За счет подъема цен валовая маржа «Лебедянского» остается
устойчивой, несмотря на то что продолжает расти цена концентрата на
апельсин и яблоко», — говорит аналитик компании «Тройка-Диалог»
Виктория Гранкина. По ее словам, негативным фактором первого
квартала остается то, что у «Лебедянского» выросли операционные
затраты, из которых административные затраты увеличились на 80%, а
транспортные — на 72%. «Но мы ожидаем, что в следующих кварталах
текущего года эти затраты не будут таким высокими», — добавила
аналитик.