ЮТК намерена потратиться
Светлана Витковская
Южная телекоммуникационная компания (ЮТК) вслед
за другими "дочками" холдинга "Связьинвест" приняла долгосрочный
бизнес-план развития до 2010 г. В нем, по мнению аналитиков
отрасли, заложены слишком оптимистичные ожидания роста доходов.
Кроме того, экспертов настораживает, что на ближайшие семь лет ЮТК
запланировала очень крупные капитальные вложения. Согласно
бизнес-плану выручка ЮТК за семь лет вырастет в 3,3 раза до 56,3
млрд руб. Темпы роста выручки будут постепенно снижаться с 27,6% до
21% в год. Доходы от новых услуг вырастут к 2010 г. до 13,2 млрд
руб. (в 26 раз по сравнению с 2003 г.). Прибыль от продаж
увеличится в 8 раз до 29 млрд руб., а чистая прибыль - в 13 раз до
13,7 млрд руб. Количество телефонов в Южном федеральном округе
увеличится в 1,6 раза до 5,7 млн. Общие инвестиции за 2004 - 2010
гг. составят 71 млрд руб. "Бизнес-план ЮТК, как и у других дочерних
компаний "Связьинвеста", представляет собой очень оптимистический
вариант развития, - говорит аналитик "Атона" Надежда Голубева. -
Компания использует достаточно агрессивные предположения
относительно роста дальнего трафика, не учитывая его отток в сети
мобильных операторов, и практически не ожидает падения тарифов".
Так, например, в ЮТК планируют, что объем междугородного трафика
будет расти в среднем на 18,5% в год. "Основным источником такого
роста могло бы стать снижение тарифов, но поскольку оно не
планируется, то нет и особых причин для роста количества трафика",
- добавляет аналитик "Метрополя" Дмитрий Касьяненко. Делая более пессимистичные прогнозы
относительно объемов трафика и изменения тарифов, аналитики,
соответственно, не верят, что ЮТК удастся получить запланированные
доходы. Принятый компанией бизнес-план предусматривает получение в
2010 г. 56 млрд руб. прибыли. А вот эксперты Объединенной
финансовой группы (ОФГ) предсказывают, что компания получит в 3
раза меньше. Впрочем, краткосрочные прогнозы компании и аналитиков
- на ближайшие три года - почти совпадают. Наблюдатели указывают на
"идеологические" ошибки, содержащиеся в бизнес-плане ЮТК. Начальник
аналитического отдела компании "НИКойл" Константин Чернышев
поясняет, что прогнозы ЮТК базируются на темпах роста производства
и благосостояния населения в стране в целом, а не в отдельно взятом
регионе. Он считает неоправданным оптимизм компании относительно
темпов роста количества абонентских линий (7% в год). "Самая
оптимистичная телефонная плотность для ЮФО - 25%, учитывая низкий
уровень доходов и конкуренцию с сотовыми операторами. А ЮТК
надеется достичь показателя в 32% ", - говорит Чернышев. При этом
конкуренция традиционных телефонистов с сотовыми операторами в
Южном округе особенно остра. По словам аналитика ОФГ Алексея
Яковицкого, мобильные операторы отнимут у ЮТК большую часть
дальнего трафика, генерируемого туристами. Аналитики недовольны
запланированными ЮТК инвестициями. "Необходимость капитальных
вложений в размере более $250 млн в год в ближайшие два-три года
можно оправдать износом основных средств. Но сохранение такого
уровня вложений до самого 2010 г. вряд ли оправданно", - считает
Яковицкий. Аналитики приводят в пример зарубежных операторов связи,
инвестиции которых составляют 10 - 15% от выручки. У ЮТК же на них
придется не менее 25% выручки. Чернышев указывает, что основная
часть инвестиций компании пойдет на развитие местной телефонной
связи, а средств на развитие более доходных услуг, таких как
подключение к Интернету и передача данных, будет направлено совсем
немного (например, в 2004 г. такие инвестиции составят всего 636
млн руб.). "Недостаточный уровень инвестиций в высокодоходный
сегмент отрасли может привести к тому, что альтернативные операторы
могут отнять этот рынок у ЮТК", - подытоживает Чернышев.