Глеб Столяров
В 2009 г. «АвтоВАЗ» планирует продать в
России около 600 000 автомобилей, сообщил президент
завода Борис Алешин. Это на 3,5% меньше, чем в 2008 г.
(622 000 шт.). Доля рынка, по прогнозу Алешина, при этом
вырастет до 30% (в 2008 г. — 22% от новых
легковых автомобилей). Таким образом, «АвтоВАЗ» прогнозирует общие
продажи на уровне 2 млн машин.
Пока поводов для оптимизма у «АвтоВАЗа» мало:
его продажи за 2008 г. снизились на 6% за счет провала в
кризисном IV квартале — на 24%, а в декабре — на
40%. Сейчас на складах дилеров и самого завода осталось около
110 000 Lada, сообщил менеджер предприятия, это почти
вдвое превышает месячный объем продаж.
Мнения экспертов разделились. Алешин
слишком оптимистичен в прогнозах, считает аналитик ИФК «Метрополь»
Михаил Пак. По его мнению, завод сможет продать в России не больше
550 000-580 000 автомобилей. Таким образом, рыночная
доля при общих продажах 2 млн машин может достичь 27-29%,
думает он. Девальвация, субсидирование процентных ставок на
автомобили по цене до 350 000 руб. и снижение доходов
населения могут способствовать росту продаж «АвтоВАЗа», не согласна
с коллегой аналитик «ВТБ-капитала» Елена Сахнова. По ее прогнозу,
«АвтоВАЗ» может продать даже больше, чем в 2008 г.
В этом году «АвтоВАЗ» хочет сэкономить еще и на
перевозках автомобилей в регионы: вчера завод, РЖД и
железнодорожный перевозчик «Рейлтрансавто» договорились в
2009-2011 гг. перевозить железной дорогой до
350 000 Lada в год. Сейчас так транспортируется только
около 50 000 машин в год, говорит представитель
«АвтоВАЗа». Но в этом году «АвтоВАЗ», как и другие
автопроизводители, будет возить машины со скидкой: по приказу
Федеральной службы по тарифам (ФСТ) перевозки на расстояние
1000-3000 км (например, от Тольятти до Москвы) будут
тарифицироваться со скидкой 63%. В 2009 г. на этом «АвтоВАЗ»
планирует сэкономить около 115 млн руб., говорит представитель
автоконцерна. Но если ФСТ по итогам 2009 г. посчитает, что
скидка себя не оправдывает, в 2010 г. она будет отменена,
знает источник, близкий к РЖД.