Морской порт Санкт-Петербург опубликовал
отчётность за прошлый год
Елена Леонтьева
Согласно российским стандартам бухгалтерского
учёта (РСБУ) выручка группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург»
в 2008 году увеличилась относительно аналогичного периода 2007 года
на 18% и составила 4,7 млрд руб. Балансовая прибыль группы компаний
выросла на 22% – до 1,4 млрд руб. Чистая прибыль составила более 1
млрд руб. – плюс 24%.
За 12 месяцев 2008 года стивидорные компании
группы обработали 11 млн тонн грузов. Сумма перечисленных за этот
период налогов и платежей составила более 1 млрд руб. Средняя
заработная плата работников в 2008 году – около 35 тыс. руб.,
зарплата докеров-механизаторов – более 40 тыс. руб. «Несмотря на
негативные факторы внешнеэкономической деятельности, серьёзно
проявившиеся в четвёртом квартале, компания успешно завершила 2008
год», – утверждается в пресс-релизе группы компаний. Достигнуто это
за счёт применения «гибкой тарифной политики, изменения структуры
грузооборота и перехода на перевалку наиболее рентабельных видов
грузов».
Как пояснила «Гудку» аналитик
инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Надежда Тимохова, за
11 месяцев 2008 года у группы компаний перевалка грузов выросла на
13%. Соответственно рост выручки обусловлен увеличением объёмов
перевалки грузов. За 2009 год таких показателей, скорее всего, не
будет – падение грузооборота порта отразится на показателях выручки
за 2009 год. Правда, лишь в том случае, если не будут повышены
тарифы, считает аналитик. Но этого, по её мнению, скорее всего, не
произойдёт. Когда конкуренция за потребителя обостряется, спрос
падает, а предложение со стороны операторов остаётся стабильным,
приходится цены снижать. Такая ситуация в настоящее время
характерна для всего рынка грузоперевозок. Но 2008 год в целом
можно назвать стабильным в финансовом отношении, поэтому отчётность
большинства компаний положительная. Однако если будут повышены
тарифы, которые смогут компенсировать падение продаж, и потребители
окажутся готовы оплачивать такие тарифы, то рост выручки возможен.
Но и в этом случае он не превысит показатели 2008 года.
Как уточнили в дирекции по внешним и внутренним
коммуникациям группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург»,
грузооборот группы в первом квартале 2009 года снизился на 18%.
Стивидорные компании группы обработали более 2 млн тонн грузов, это
на 18% меньше показателя аналогичного периода 2008 года. «Первая
стивидорная компания» обработала 0,8 млн тонн грузов, что на 27%
ниже уровня 2008 года. «Вторая стивидорная компания» перегрузила
0,4 млн тонн, что соответствует показателям аналогичного периода
2008 года. «Четвёртая стивидорная компания» обработала 0,7 млн
тонн, на 15% меньше, чем в предыдущем году. На автомобильном
терминале «Третьей стивидорной компании» перегрузочные работы в
первом квартале 2009 года не выполнялись. В феврале 2009 года
группой компаний был заключён контракт с новым логистическим
оператором. Договор предусматривает обработку данных грузов с
начала второго квартала 2009 года.
Аналитик российской компании CIG Business
Consulting Андрей Рожков считает, что в 2009 году порт не сможет
сохранить объёмы перевалки на уровне 2008 года. Тенденция снижения
грузооборота в настоящее время свойственна всем российским портам.
Снижается экономическая конъюнктура, в результате чего меньше
производителей предъявляют меньшие объёмы для транспортировки в
другие страны или порты. Прежде всего это продукция
металлургических предприятий, строительной индустрии, лесной
отрасли. Кроме того, уменьшается количество коммерческих грузов,
перевозимых в контейнерах. Данная тенденция характерна и для порта
Санкт-Петербург.
По мнению ведущего эксперта инвестиционного
холдинга «ФИНАМ» Дмитрия Баранова, в текущих экономических условиях
порты могут только оптимизировать собственные расходы, например, за
счёт сокращения персонала. Не исключено, что порты станут проводить
новую политику в отношении того, чтобы тарифы стали более гибкими.
Но это не слишком эффективно. Предложение в сфере перевалки грузов
превышает спрос. И плату за услуги повысить нельзя.