"Золотой" сертификат ВСМПО расширит поставки крупнейшим
производителям авиадвигателей
Юлия Федоринова
Крупнейший российский производитель титана - ВСМПО решил заняться
производством изделий из этого металла. До конца года предприятие
начнет поставки трем крупнейшим мировым производителям
авиадвигателей - Pratt & Whitney, Snecma и Rolls-Royce одной из
деталей двигателя. Аналитики отмечают, что выпуск продукции с
высокой добавленной стоимостью позволит увеличить выручку ВСМПО не
менее чем на 10%. ВСМПО производит титановые прокат, слитки и
проч., а основным поставщиком сырья (титановой губки) является
"Ависма". По данным компании, консолидированная выручка ВСМПО в
2003 г. составила $398 млн. 62% акций ВСМПО контролирует
менеджмент, около 12% - "Ренова", а на рынке обращается около 24%.
ВСМПО контролирует 76% акций "Ависмы". Еще около 10% "Ависмы"
контролирует "Ренова". До сих пор ВСМПО не занималась производством
готовых изделий из титана. Но теперь в компании намерены изменить
ситуацию. Как рассказал "Ведомостям" председатель совета директоров
ВСМПО Вячеслав Брешт, предприятие недавно получило у американской
Pratt & Whitney сертификат на производство вращающихся дисков -
детали для производства авиадвигателя PW 2037. По словам Брешта,
компания работала над получением этого сертификата около 10 лет, но
удалось ей это только сейчас. А в июне ВСМПО ожидает получения
подобных же сертификатов от конкурентов Pratt & Whitney -
Snecma и Rolls-Royce. До сих пор ВСМПО поставляла всем трем
концернам лишь прутки, использовавшиеся для производства деталей
двигателя. В российских представительствах United Technologies
Corporation (подразделением которой является Pratt & Whitney) и
Snecma "Ведомостям" подтвердили информацию о сертификации ВСМПО.
"Теперь мы являемся первой и пока единственной западной компанией,
изготавливающей в России такие детали авиадвигателя", - говорит
директор по связям с общественностью представительства UTC в России
Наталья Сорокина. "Получение этого вида сертификата - это высшая
степень сертификации, которую только может получить
металлургическая компания, - отмечает замдиректора российского
представительства Snecma Ирина Усова. - Раньше эта деталь была
исключительно западного производства". А Брешт отмечает, что вслед
за сертификацией ВСМПО подпишет и долгосрочные контракты с
двигателестроительными компаниями. Договоренность об этом уже
достигнута. По его словам, уже в этом году ВСМПО поставит в адрес
трех корпораций около 1400 - 1500 т дисков. Он отмечает, что,
несмотря на узость рынка (его годовая емкость составляет около 10
000 т), цены на эту продукцию являются самыми высокими в титановой
промышленности. "Если цена на прутки колеблется сейчас в районе $23
- 25 за 1 кг, то на диски составляет $40 - 50 за 1 кг", - поясняет
он. Брешт говорит, что благодаря производству новой продукции
выручка ВСМПО увеличится на 15 - 20%. По его словам, основным
конкурентом ВСМПО на новом рынке станет американская Wyman Gordon,
на долю которой приходится около 50% поставок дисков. Кроме нее
этот вид продукции сертифицирован еще у двух компаний - Aubert
& Duval и Ledish. Аналитики согласны, что получение этого
сертификата является серьезным успехом ВСМПО. "Для этой индустрии
наличие различного рода сертификатов от авиастроителей и
производителей авиационных двигателей - это критический фактор", -
отмечает аналитик "Тройки Диалог" Василий Николаев. К тому же, по
его мнению, "компания может позволить себе выпускать продукцию
достаточного качества по более низкой цене, и это ее конкурентное
преимущество". По оценке Николаева, это прибавит $50 млн к выручке
компании, которая в 2004 г. им прогнозируется на уровне $500
млн. А аналитик "Метрополя"
Денис Нуштаев отмечает, что теперь компания наладит выпуск и сбыт
продукции с высокой добавленной стоимостью. "Такая продукция менее
подвержена колебаниям цен на металл", - заключает он.