Их будет экспортировать
“Рособоронэкспорт”
Юлия Федоринова, Глеб Столяров
“Рособоронэкспорт” займется экспортом
автомобилей Lada. Об этом договорились в пятницу глава
“Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов и гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь
Есиповский. Эксперты считают, что ситуация на внутреннем и на
внешнем рынках повторяется: новые хозяева “АвтоВАЗа” берут сбыт
автомобилей в свои руки. “АвтоВАЗ” в 2005 г. выпустил 721 500
машин. Выручка в 2004 г. составила 160,5 млрд руб., чистая прибыль
– 4,57 млрд руб. Примерно 62% акций завода владеют его дочерние
предприятия: “Автомобильный всероссийский альянс”, ЦО “АФК” и ЗАО
“ИФК”. С 22 декабря завод перешел под контроль государства.
Замгендиректора ФГУП “Рособоронэкспорт” Владимир Артяков стал
председателем совета директоров “АвтоВАЗа”, а руководитель
департамента госкомпании Игорь Есиповский – гендиректором завода. В
минувшую пятницу “Рособоронэкспорт” объявил о том, что будет
продавать автомобили “АвтоВАЗа” на экспорт. В пресс-релизе ФГУПа
говорится, что компании намерены проводить единую ценовую политику
в области экспорта продукции “АвтоВАЗа” и координировать
информационно-маркетинговую деятельность. Как пояснил “Ведомостям”
вице-президент по техническому развитию “АвтоВАЗа” Максим Нагайцев,
ФГУП будет помогать автоконцерну организовывать не только экспорт
продукции, но и поставщиков оборудования и автокомпонентов. “У
“Рособоронэкспорта” огромный опыт работы на западных рынках,
который может пригодиться “АвтоВАЗу”, — отмечает Нагайцев. По
его словам, соглашение с “Рособоронэкспортом” не обязательно
приведет к тому, что все нынешние торговые партнеры “АвтоВАЗа” на
зарубежных рынках потеряют свои контракты: “Все должно быть
экономически обоснованно. Кто-то из них останется, кто-то —
нет”. “Этот контракт ничем не отличается от тех, по которым
“Рособоронэкспорт” работает с другими своими партнерами — тем
же “Камазом”, — говорит представитель “Рособоронэкспорта”.
“Рособоронэкспорту” достанется неплохой куш. Завод ежегодно
экспортирует около 90 000 автомобилей. В 2005 г. на
экспорт было поставлено 96 484 машины. Аналитик
компании “Метрополь” Александр Жуков подсчитал, что общий объем
экспорта “АвтоВАЗа” в год составляет около
$600-700 млн. “Это около 15-20% от всей выручки
“АвтоВАЗа”, — говорит аналитик “Уралсиба” Вячеслав
Смольянинов. Сейчас все эти машины проходят через подразделение
завода — управление экспортных поставок “АвтоВАЗа”. Автомобили
за рубежом продают дистрибуторы — CS Autolada в Чехии,
Lada Hellas в Греции, Lada France во Франции и т. д., некоторые из
них являются “дочками” “АвтоВАЗа”. По словам источника, близкого к
руководству “АвтоВАЗа”, цена автомобилей, поставляемых на внешние
рынки, при Каданникове занижалась, доходя до $4000. Три года назад
управление экспортных поставок возглавлял зять Каданникова Владимир
Шараев. “Взять экспорт под контроль близкой структуры —
логичный шаг нового руководства "АвтоВАЗа", — говорит
Жуков. — "Рособоронэкспорт" поможет упорядочить сбыт на
внешних рынках”. Но источник, близкий к руководству
“АвтоВАЗа”, считает иначе: “Не думаю, что с приходом
"Рособоронэкспорта" повысится эффективность экспорта завода”. Он
напомнил, что совсем недавно дилерской компании “Элекс-Полюс” были
более чем вдвое увеличены квоты на поставку автомобилей для продажи
на внутреннем рынке. “Речь идет только о смене контроля над
финансовыми потоками”, — полагает он. А управлять продажами
“АвтоВАЗа” “Рособоронэкспорту” будет сложно. “У них есть опыт
работы с зарубежными партнерами, но не на потребительском
рынке”, — говорит Смольянинов.