Остановка экспансии и продажа блокпакета
Сбербанку помогли сети «Детский мир» выбраться из
убытков
Александра Крекнина
«Это будет прекрасная торговая сеть», — говорил
председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков в
2001 г. В 1995 г. «Система» приобрела контрольный пакет ОАО
«Детский мир», владевшего одноименным магазином на Лубянке, а в
ноябре 2000 г. начала развивать сеть одноименных магазинов. В 2007
г. сеть начала терпеть убытки. Сначала компания объясняла их
высокими темпами развития — с 2005 по 2008 г. она открывала больше
30 магазинов в год. В 2009 г. убытки достигли 3,2 млрд руб. при
выручке 18,5 млрд руб. Сеть тянул на дно огромный долг (7,9 млрд
руб. при отрицательной OIBDA в 1,65 млрд руб. в 2009 г.) и высокие
расходы. И ритейлер решил полностью заморозить экспансию. «Сама
структура компании была настроена на рост и экспансию, но кризис
оказался глубже, чем мы рассчитывали. К тому же было много списаний
— например, закрытого украинского бизнеса», — объяснила финансовый
директор «Детского мира» Екатерина Ларюшкина.
Добиться первой с 2006 г. прибыли — 33 млн руб.
в 2010 г. — компания смогла, жестко экономя. «Расходы на
управляющий персонал мы снизили почти на 30%, почти в два раза
сократили — на маркетинг и рекламу», — добавила она. В итоге в 2009
г. коммерческие и административные расходы ритейлера сократились на
12,5%, а их доля от выручки снизилась до 36,5 с 45% годом ранее.
Переход на самостоятельную закупку товара в Юго-Восточной Азии
позволил «Детскому миру» повысить валовую рентабельность с 37 до
43%. Долг компании за счет финансовых вливаний Сбербанка (тот
заплатил 3,4 млрд руб. за 25% сети) снизился до 3,7 млрд руб., а
процентные платежи — с 1 млрд до 702 млн руб., рассказал
гендиректор сети Георгий Кравченко.
Ради первой прибыли компании пришлось
пожертвовать рыночной долей. Если в 2009 г. АФК «Система» оценивала
рыночную долю «Детского мира» в 30%, то в 2010 г., следует из
документов компании, она сократилась до 21,5% в сегменте
мультикатегорийных магазинов. И это легко объяснить — за два
прошлых года компания не открывала магазинов: к началу 2011 г. у
нее был 131 магазин, в конце 2008 г. — 130 объектов. Выручка
ритейлера за прошлый год увеличилась всего на 8% до 20 млрд руб., в
то время как весь рынок детской розницы вырос, по оценке компании,
на 13% в денежном выражении.
«Строить магазины не так важно, как создать
здоровый бизнес, приносящий прибыль», — объяснил Кравченко.
Стратегическая задача компании, по его словам, — «кратный рост
капитализации» в ближайшие три года и впоследствии, возможно,
IPO.
Аналитик «Метрополя» Татьяна
Бобровская называет стратегию «Детского мира» продуманной.
«Обеспечив финансовую устойчивость, снова сможет привлекать
средства на развитие и выиграть от этого гораздо больше на волне
восстановления потребительского спроса, чем могла бы в кризис», —
считает она. «Мы для себя избрали стратегию активного
расширения сети. Но учитывая долговую нагрузку “Детского мира”, они
тоже поступили, думаю, правильно», — считает заместитель
гендиректора сети «Дети» Андрей Перепелицын.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/258881/pribyl_vmesto_magazinov#ixzz1K2XlttrN