Сергей Дружинин
Российский рынок легких коммерческих автомобилей
выбрался из кризиса с большими потерями, но неплохими перспективами
роста. Новые альянсы российских производителей с иностранными сулят
передел рынка
После резкого обвала спроса на легкий
коммерческий транспорт в кризисном 2009 году, когда было продано
105 179 автомобилей (на 46,9% меньше, чем годом ранее), за 2010 г.
продажи выросли на 22,5% до 128 947 машин, подсчитали эксперты
«Автостата».
«Кризис больно ударил по платежеспособности
традиционных покупателей LCV (представителей малого и среднего
бизнеса), до лучших времен отложивших замену своего автопарка. В
2009 г. падение продаж легких коммерческих машин всех
производителей в процентах измерялось двузначными цифрами», -
вспоминает аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада.
Постепенное восстановление экономики оживило
продажи в сегменте LCV. Так, за 2010 г., по данным «Автостата» и
производителей, группа ГАЗ продала на российском рынке 71 400 машин
(на 45% больше, чем в 2009 г.), «Соллерс» - 39 716 (рост - 41,4%),
Volkswagen - 7227 (28%), Mercedes - 2124 (53%), Peugeot - 6743
(116,8%), Iveco - 1173 (87%).
Председатель комитета автопроизводителей
Ассоциации европейского бизнеса (AEБ) Дэвид Томас ожидает, что
продажи легкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей в
России в 2011 г. составят 2,24 млн машин (в 2010 г. - 1,9 млн
вместо прогнозируемых в июле прошлого года 1,67 млн).
Один из факторов роста рынка - необходимость
замены старой техники на новую: уровень изношенности российского
парка LCV, особенно микроавтобусов, сегодня составляет 25-30%,
говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Немаловажную роль в корректировке производственных планов
автозаводов сыграет госзаказ, на который сейчас приходится до
четверти всех приобретаемых в России коммерческих автомобилей,
отмечает Лобада.
Спасение ГАЗа
Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева
отправной точкой преодоления кризиса считает назначение летом 2009
г. президентом группы Бу Андерсона. «Он изменил стратегию группы,
направив ресурсы в первую очередь на модернизацию модельного ряда»,
- говорит она.
Стратегия ГАЗа по выходу из кризиса
была направлена на окончательную переориентацию автозавода на
производство легких коммерческих грузовиков и фактический отказ от
легкового производства, говорит старший аналитик «Метрополя» Андрей
Рожков. По его оценкам, по итогам 2010 г. группа ГАЗ выручила от
сегмента LCV около 32 млрд руб., а от легковых машин - лишь 5,4
млрд руб.
Дивизион LCV группы ГАЗ спасла низкая стоимость
машин по сравнению с зарубежными аналогами, а также запуск модели
«Газель-бизнес», говорит Лобада. Производство модернизированного
автомобиля «Газель-бизнес» (его доля в общем объеме продаж за 2010
г. превысила 70%) ГАЗ начал в феврале 2010 г., внеся более 150
изменений в конструкцию «Газели». «Пока покупателей привлекает
невысокая цена на легкие коммерческие машины ГАЗа, но через
несколько лет компания лишится своего главного конкурентного
преимущества: стоимость его коммерческих машин год от года растет»,
- предупреждает Лобада.
«Стоимость микроавтобусов «Газель» начинается от
534 500 руб., Fiat Ducato - от 949 000 руб., микроавтобусов Ford
Transit - от 1,25 млн руб. Факты не позволяют говорить о том, что
происходит приближение по стоимости», - возражает пресс-служба
группы ГАЗ.
Преимущество LCV ГАЗа не только в приемлемой
цене, но и в низкой стоимости владения: окупаемость «Газели» сейчас
составляет менее полутора лет, заявлял на конференции «Комавто
2011» в феврале заместитель директора по реализации и маркетингу
дивизиона «легкие коммерческие автомобили» группы ГАЗ Олег Марков.
По данным компании, благодаря увеличению межсервисного пробега с 10
000 до 15 000 км, а также расширению гарантийных обязательств до
двух лет или 80 000 км пробега стоимость владения «Газелью-бизнес»
снизилась на 10%. Кроме того, стоимость эксплуатации автомобиля с
газобаллонным оборудованием на 20% ниже, чем с бензиновым
двигателем, «дизель» снижает расходы на топливо в среднем на 30% по
сравнению с бензиновыми модификациями.
«Все российские автопарки стали переходить на
машины с дизельным двигателем, они дороже, но машину покупают не на
год-два, а лет на 10-15. За это время машина с дизельным двигателем
более рентабельна, чем с бензиновым», - знает управляющий активами
УК ФГ БКС Николай Солабуто.
Удешевление эксплуатации, а также программа
утилизации подстегнули спрос на LCV ГАЗа, констатирует замдиректора
газовского дилера «ТКЦ ГАЗ АТО» Михаил Тренкин. По его словам,
продажи выросли с 1800 машин в 2009 г. до 2450 автомобилей в 2010
г.
По данным группы ГАЗ, объем продаж легких
коммерческих автомобилей ГАЗ по программам утилизации в 2010 г.
составил 4110 автомобилей (6,7% от всего объема продаж по программе
утилизации на российском рынке - 61 000 машин).
FIAT и другие иностранцы
Одним из основных конкурентов «Газели» стал Fiat
Ducato. Совместный проект «Соллерса» и Fiat по выпуску Fiat Ducato
на производственной площадке в Елабуге стартовал в 2008 г., и уже в
2010 г. итальянская марка вышла на третье место по продажам в
России среди LCV: 13 001 автомобиль. Но в феврале этого года
«Соллерс» неожиданно для всех объявил о том, что промышленную
сборку автомобилей по новым правилам компания будет вести не с
Fiat, а совместно с Ford. Итальянская компания подала
самостоятельную заявку на промсборку по новым правилам и теперь
ищет нового партнера в России.
«Производство Fiat Ducato на производственной
площадке «Соллерса» в этом году продолжится, переговоры о
дальнейшей судьбе бренда в России Fiat и Sollers еще не завершили»,
- сообщил PR-менеджер «Соллерса» Сергей Ильинский. В любом случае
Fiat не уйдет с российского рынка, добавил он. Ранее президент Ford
of Europe Стивен Оделл говорил «Ведомостям», что завод, который
«Соллерс» вносит в СП с Ford, «будет заниматься сборкой только
автомобилей Ford». Производство Ford Transit в Елабуге начнется с
2012 г., в том году планируется выпустить 15 000 автомобилей и
довести объем продаж до 51 000 к 2020 г.
«Основной тенденцией на российском рынке за
последний год можно назвать кардинальную смену бизнес-модели
автопроизводителями, - говорит Лобада. - Группа ГАЗ пока вне
конкуренции благодаря более низкой стоимости их машин, но
постепенно это преимущество сойдет на нет. Уже сейчас происходит
плавное смещение от производства собственных марок к созданию СП с
ведущими автоконцернами. В свете смены концепции функционирования
российского автопрома в скором времени мы будем иметь двух
серьезных конкурентов: Ford - «Соллерс» и ГАЗ - Mercedes».
Группа ГАЗ еще в декабре 2010 г. подписала
соглашение с Daimler о сборке легких коммерческих автомобилей марки
Mercedes-Benz. Daimler AG инвестирует в организацию производства
свыше 100 млн евро. На эти средства будут модернизированы
действующие мощности ГАЗа, а также созданы новые для доведения
локализации до 60%. Начало производства запланировано на 2012 г.,
среднегодовой объем - 25 000 автомобилей. В группе ГАЗ отмечают,
что потенциально мощностей будет достаточно для увеличения выпуска
до 60 000 машин в год и выше в зависимости от потребности
рынка.
Глава Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег уже
заявил, что концерн рассчитывает на более чем двукратный рост
российского рынка LCV к 2020 г.: «В России объем рынка легких
коммерческих автомобилей составляет около 117 000 единиц.
Ожидается, что к 2020 г. рынок вырастет примерно до 275 000
машин».
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/258757/lcv_peregruppiruyutsya