Испанский премьер уверен, что от
перехода ржавеющих бензоколонок Repsol «ЛУКОЙЛу» трагедии не
произойдет
Иван Трефилов, Виктор Чернецкий
У российского «ЛУКОЙЛа», претендующего на покупку крупного пакета акций
испано-аргентинской нефтяной компании Repsol, может появиться
конкурент в лице кувейтского инвестиционного фонда Kuwait
Investment Authority (KIA), сообщает испанская газета ABC. Ранее
участники рынка заявляли, что вторая по объемам добычи нефтяная
компания России уже ведет переговоры о покупке 20 процентов бумаг
Repsol у строительной компании Sacyr Vallehermoso и еще примерно 10
процентов у других акционеров.
Интерес «ЛУКОЙЛа» к сделке, по мнению аналитика инвестиционной
компании «Велес-Капитал» Дмитрия Лютягина, обусловлен тем, что при
значительных по мировым меркам объемах добычи (около 50 миллионов
тонн в год) компания заинтересована в выходе на испанский и вообще
западноевропейский рынок переработки, а также на розничные продажи.
Кроме того, Repsol, как отмечает аналитик
инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Алексей Кокин, помимо
пяти нефтеперерабатывающих заводов в самой Испании владеет также
НПЗ в Латинской Америке, что открывает возможности для синергии с
будущими активами «ЛУКОЙЛа» в Боливии и Венесуэле.
Условно стратегичный актив
В самой Испании мнения разделились. Консервативная парламентская
оппозиция выступает категорически против передачи стратегического
нефтегазового предприятия «в руки сомнительной корпорации,
связанной с российским правительством, которое использует
энергоносители для политического давления», на что министерство
промышленности отвечает, что, во-первых, «ЛУКОЙЛ» еще не совершил в
Испании ничего такого, что могло бы стать предметом расследования.
Во-вторых, сделка еще далека от совершения и в случае успеха
переговоров само правительство позаботится об интересах страны.
Наконец, у Испании вообще нет своей нефти — она импортируется из
той же России. Так что если подернутые ржавчиной бензоколонки
Repsol, составляющие основной капитал компании, и перейдут частично
«ЛУКОЙЛу», то трагедии не произойдет, считает министр
промышленности Мигель Себастьян.
В свою очередь, премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро в
одном из недавних выступлениях напомнил консерваторам о законах
свободного рынка, указав, что они сами до недавнего времени всегда
выступали против вмешательства правительства в сделки частных
компаний, и отметил, что помимо Repsol на испанском рынке
энергоносителей работает еще с десяток национальных и международных
компаний.
«Repsol не относится к ведущим нефтяным корпорациям мира, это
сравнительно небольшая компания, — говорит профессор барселонской
Высшей школы бизнеса Хуан Карлос Мартинес. — Единственное, что,
пожалуй, может вызвать к ней интерес, это ее присутствие в
Латинской Америке. Подобный интерес спорен, и он может проявиться
только у крупнейших международных корпораций типа "ЛУКОЙЛа", не
боящихся латиноамериканской нестабильности. Правительство, хотя и
заявляет о своем желании сохранить Repsol испанским, на деле не
располагает возможностью удержать компанию, у него нет "золотой
акции". Вхождение России в состав акционеров Repsol не должно
повлиять на сферу деятельности компании, но поможет русским
увеличить свое присутствие в латиноамериканском регионе, где оно
незначительно даже по сравнению с Китаем и Индией».
Цена вопроса
В «ЛУКОЙЛе» ход переговоров не комментируют, но на рынке
30-процентный пакет бумаг Repsol оценивают в 6-13 миллиардов
долларов. В эту сумму, как ожидается, войдут и обязательства
компании Sacyr по кредиту в размере более 5 миллиардов долларов,
полученному ранее на покупку акций Repsol. Тем не менее, эксперты
считают, что в нынешних условиях «ЛУКОЙЛ» вряд ли сможет
профинансировать сделку из собственных средств, предпочтя заемные.
Как сообщает испанская пресса, компания уже ведет переговоры об
организации кредита с группой банков. Дмитрий Лютягин из
«Велес-Капитала» исходя из текущих рыночных котировок оценивает
стоимость выкупаемого пакета акций Repsol в шесть с небольшим
миллиарда долларов. Аналитик уверен, что в случае необходимости у
«ЛУКОЙЛа» не возникнет проблем с привлечением финансирования под
залог приобретаемых акций.
Но Алексей Кокин из «Метрополя» полагает, что даже при
условии перевода долга «ЛУКОЙЛ» вряд ли сможет сейчас купить
30-процентный пакет Repsol. Бумаги Repsol упали с достигнутых в
середине года высот глубже, чем акции других крупных нефтяных
компаний, отмечает эксперт, но с учетом прогнозируемых на ближайшие
два года цен на нефть переплату в 50-100 процентов к рыночной
стоимости за неконтрольный пакет вряд ли можно назвать оправданной.
По мнению аналитика «Метрополя», «ЛУКОЙЛу» понадобится от 10 до 13
миллиардов долларов. Пять-шесть из них он может получить за счет
перевода долга, остальные, вероятно, придется брать в виде новых
кредитов. «Вопрос только в одном — сможет ли "ЛУКОЙЛ" обеспечить
себе эти деньги. Мы пока что сомневаемся», — говорит Алексей Кокин.
По его информации, возможно, объем приобретаемого российской
компанией пакета Repsol будет уменьшен с 30 до 18
процентов.
Сложности с финансированием гипотетической сделки предвидят и в
ING. Как сообщала газета "Ведомости" со ссылкой на аналитический отчет инвестбанка,
при нынешней динамике цен на нефть операционный денежный поток
«ЛУКОЙЛа» в 2009 году будет меньше 5 миллиардов долларов, а этого
едва хватит на капвложения и оплату сделки по покупке доли в
нефтекомплексе ISAB на Сицилии.
Дополнительную интригу в готовящуюся сделку вносит
гипотетическая заинтересованность в активах Repsolроссийского "Газпрома". В начале ноября о том, что концерн
рассматривает возможность приобретении пакета акций компании,
заявил вице-премьер правительства России Александр Жуков. Однако
против госмонополии выступили власти Испании. Теперь же некоторые
эксперты готовы допустить, что «ЛУКОЙЛ» может купить долю в Repsol
при финансовой поддержке «Газпрома», чтобы затем перепродать ее
концерну. Однако аналитик ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин
напоминает, что «ЛУКОЙЛ» всерьез заинтересован в расширении своего
иностранного присутствия, и в случае успеха сделки он вряд ли
захочет расстаться с долей в Repsol, которая способна ему это
обеспечить.
В любом случае, утверждают эксперты, решение об изменении
состава акционеров Repsol будет приниматься испанскими властями на
самом высоком уровне. Скорее всего, к нему окажутся причастными и
чиновники Европейской комиссии.