Помогать детям должны взрослые. Взрослыми должны
быть и правила этой помощи. Благотворительность в России постепенно
приобретает зрелые черты. Она доросла до авторитетных
бизнес-площадок, к числу которых относится и Красноярский
экономический форум, в рамках которого регулярно проводится акция
"Детское сердце".
Не только налоги
Минувший год был официально объявлен в России
Годом благотворительности. И это редкий случай, когда вывеска
оказалась нелишней. Некоммерческим организациям, едва ли не в
осадных условиях занимавшимся сбором средств для больных детей,
талантливых подростков и нищей инфраструктуры, удалось за
отведенное время сделать главное -- заставить государство признать,
что благотворительность -- благое дело, а не только способ ухода от
налогов.
"Странная складывается ситуация,-- делится
своими наблюдениями исполнительный директор Ассоциации менеджеров
Сергей Литовченко.-- Мы страна с долгой историей социальной
политики. Тем не менее сегодня мы находимся только в начале пути
выработки правильного социального поведения".
"Недоверие к благотворителям связано и с
громкими процессами 90-х, когда так называемые спортивные фонды
обвиняли в отмывании денег на благотворительности. Но главное --
это традиционное российское недоверие к богатству как таковому,--
считает руководитель российского представительства британского
благотворительного фонда CAF Мария Черток.-- У нас до сих пор
благотворительную деятельность бизнеса считают замаливанием
грехов".
Однако со временем в моду вошел термин
"социальная ответственность бизнеса", а Госдума вот-вот утвердит и
поправки о льготах, стимулирующих отечественных меценатов
заниматься благотворительностью системно, а не от случая к
случаю.
Подтверждением версии о том, что власть
"признала" благотворителей, становится и тот факт, что о
благотворительности стали говорить вслух. Меценатов приглашают на
государственные приемы, поощряют грамотами, а правительство всерьез
рассматривает возможность устанавливать если уж не бюсты, то
мемориальные таблички с именами авторов благих дел. Меценаты не
остались в тени и принялись относиться к благотворительности как к
делу не менее важному, чем основной бизнес. И говорить о ней стали
на профессиональных площадках.
Практика проведения благотворительных акций на
деловых форумах широко распространена на Западе. Логика
организаторов проста: сбором денег лучше заниматься там, где они
есть. А аудитория экономических форумов более чем платежеспособна.
Редкий экономический форум обходится без благотворительных балов с
участием рок-звезд, обитателей Голливуда или именитых спортсменов.
В топку благотворительных аукционов идет все: от одежды celebrities
до ужина с ними самими.
От Лондона до Красноярска
Формат "гламурной" благотворительности одним из
первых освоил Лондонский экономический форум. На благотворительном
балу "Русская рапсодия" с аукциона продавали игрушки ведущих
дизайнеров мира, а заработанные на аукционе деньги были
инвестированы в детские игровые площадки в российской глубинке.
Гостей привлекали ужином с детским меню от французского шеф-повара
Джоэла Робушона, а пианист Денис Мацуев исполнял детскую
музыкальную программу на разогреве у поющих подростков из
Лондонского детского хора. Организаторы признавались, что прийти к
благотворительности на форуме оказалось не так-то просто:
мероприятия экономических форумов на Западе предполагают "налет
гламура", и трудности возникают именно с выбором фонда, отвечающего
"стилистическим" требованиям организаторов.
Красноярский экономический форум решил
задействовать традиционный для России олимпийский ресурс. Второй
год подряд при поддержке местной администрации в рамках форума
стартует благотворительная программа "Детское сердце". В программе
пленарных заседаний форума -- традиционная тема "социальных
инвестиций". В качестве практикума -- банковские счета, которыми
можно воспользоваться тут же, для помощи детям с тяжелыми
врожденными пороками и приобретенными заболеваниями.
В прошлом году в помощь детям устроили
взрослый праздник. Участники форума пробовали силы в биатлонном
забеге с призовым фондом 5 млн рублей. В соревновании поучаствовали
четыре команды: федеральных чиновников возглавил замминистра
экономического развития Кирилл Андросов, команду инвесторов --
гендиректор корпорации "Металлы Восточной Сибири" Олег
Михайленко. Первым номером команды красноярской
администрации стал заместитель губернатора Лев Кузнецов, а
капитаном сборной местного бизнеса -- директор ЗАО "Илан" Олег
Марценко. Актер Дмитрий Назаров легко освоился с терминологией
спортивного репортажа. А профессиональный комментатор матча,
серебряный призер Олимпийских игр и чемпион мира по биатлону Павел
Ростовцев в разгар соревнований и сам встал на лыжи. Команда
администрации Красноярского края, впрочем, пострадала от
профессионального участия -- к радости соперников, была
дисквалифицирована.
На призовой фонд и индивидуальные пожертвования
(от 50 тыс. до 500 тыс. рублей) вылечили 25 детей. На оставшиеся
удалось приобрести аппараты, диагностирующие врожденный порок
сердца, и оборудование для проведения операций на открытом
остановленном сердце в условиях искусственного кровообращения.
От традиции решили не отходить и в этом году. На
нынешнем форуме -- круглый стол о правилах эффективной
благотворительности и новая акция на свежем воздухе. Правда, лыжи
заменены на клюшки с шайбами: сбор денег будет происходить во время
хоккейного матча с привычной оппозицией бизнеса и власти.
Меценатами могут стать и участники команд, но ставку на этот раз
сделают все же на зрителей. Билеты обойдутся участникам в сумму от
5 тыс. рублей. Организаторы планируют освоить и новые формы
благотворительного маркетинга: на соревнованиях будут продавать
свистки, дудки и хоккейные майки. Руководители благотворительных
фондов убеждены, что в таких ситуациях не следует бояться и
саморекламы. Распространенная западная практика -- привлечение
спонсорской помощи для проведения дорогостоящих мероприятий и
сотрудничество с компаниями, производящими сопутствующие товары.
Ведь доход от сувенирной продукции, пусть и с логотипом спонсора,
идет на благотворительные нужды.
Эксперты в сфере меценатства считают, что связка
спорт--благотворительность не лишена своей философии. Олимпийский
принцип "главное не победа, а участие" позволяет робкому меценату
сделать вклад любого размера и вовсе не обязательно победить.
"На Западе уже давно освоена практика
благотворительных спортивных матчей,-- рассказывает глава Форума
доноров Наталья Каминарская.-- На таких соревнованиях обычно
массовый зритель, и сумма складывается довольно внушительная".
Эксперт отмечает, что популярность спорта в России можно и нужно
использовать в благотворительных целях: "У меня есть любимый проект
в небольшом российском городке Рубцовске. Они не первый год
устраивают благотворительные чемпионаты по футболу. Участвуют
администрация, бизнес, профессионалы. А в прошлом году примкнули
даже таксисты. Так вот они проводят соревнования с короткими
таймами -- минут по 15. И посмотреть на это зрелище приходит весь
город. Деньги потом отдают на поддержку детских спортивных команд.
Что уж говорить о потенциале матча с платежеспособными
зрителями".
Прямые отчисления
Ставка в нынешней акции Красноярского
экономического форума делается на прямую помощь конкретным детям.
"Мы пытаемся уходить от спонтанности,-- признается исполнительный
директор форума Анна Трапкова.-- Переходим к максимальной
адресности".
Соорганизатором акции на форуме выступит
Российский фонд помощи -- его роль и состоит в отборе таких
адресов. Адресов детей, нуждающихся в немедленной помощи -- такой,
которую уже много лет предоставляют больным детям читатели "Ъ".
Смысл проведения акции в соавторстве с
авторитетным фондом -- в гарантиях прозрачности. Руководитель
Российского фонда помощи Лев Амбиндер иронизирует, что у
организации "отвратительно чистые руки", называя ее своеобразной
"фабрикой": "На входе письма попавших в беду, на выходе -- деньги
читателей, которые они перечисляют непосредственно на счета
больниц". Ежегодно фонду удается собрать не меньше $2 млн, и
площадка форума не окажется на этом пути лишней.
Руководители благотворительных фондов связывают
успех благотворительных акций, привязанных к крупным
профессиональным площадкам, еще и с тем, что начинающим меценатам
приятно действовать коллективно. "Одному трудно начать -- в
коллективе коллег проще,-- считает Наталья Каминарская.-- Ты
чувствуешь вовлеченность в общее дело, ну и опять же дух
соревнования. Но главное для нас, что бизнес сможет
продемонстрировать равнозначность своего дела и
благотворительности. Первые рубежи пройдены".