Александр Шугаев
Проект соединения Транссиба с БАМом, задуманный
более 20 лет назад МПС СССР, собираются возродить частные
инвесторы. Разработка крупных полиметаллических месторождений в
Бурятии требует развития транспортной инфраструктуры. «Гудку» стало
известно, что возрождением проекта строительства железнодорожной
ветки Могзон – Озерная – Хиагда – Новый Уоян намерена заняться
финансовая группа «Метрополь». Корпорация «Металлы Восточной
Сибири», которая входит в группу, и шведская компания Lundin Mining
на днях завершили создание совместного предприятия. СП создано для
реализации проекта разработки крупного месторождения цинка и свинца
«Озерное», находящегося на территории Бурятии. Предварительная
оценка месторождения предполагает проведение добычи открытым
способом. Его ориентировочные запасы оцениваются в 157 млн тонн
руды с содержанием цинка и свинца 5,2% и 1% соответственно.
Стоимость этого проекта $430 млн. Однако близ месторождения нет
никакой транспортной инфраструктуры. Технический директор
корпорации «Металлы Восточной Сибири» Сергей Спасенников сказал
«Гудку», что группа «Метрополь» в связи с основанием СП намерена
инвестировать в строительство железнодорожной инфраструктуры в
Республике Бурятия до 25% необходимых средств. По его словам,
сейчас корпорация ведет переговоры с МЭРТ, ОАО «РЖД», Росатомом о
возможном долевом участии в проекте. Кроме того, технический
директор сообщил, что группа рассчитывает привлечь средства из
Инвестиционного фонда РФ. С таким предложением группа «Метрополь» в
начале следующего года выйдет к правительству страны. Месторождение
«Озерное» расположено в 300 км к северо-востоку от столицы Бурятии
Улан-Удэ. По словам Сергея Спасенникова, на первом этапе проект
предполагает строительство 165 км железной дороги от станции Могзон
на Транссибе до месторождения. По предварительной оценке,
строительство обойдется в 5 – 7 млрд руб. Затем есть планы продлить
ветку до Нового Уояна на БАМе, чтобы вывозить металлы и руду по
двум магистралям. В пресс-службе правительства Бурятии «Гудку»
сообщили, что регион также заинтересован в строительстве
железнодорожной ветки и участии в нем средств из Инвестфонда. При
этом пояснили, что строительство железной дороги позволит ускорить
промышленное освоение различных месторождений в Бурятии. В
пресс-службе также сказали, что строительство железной дороги
Могзон – Озерная начиналось еще в 1980 году. В частности, были
построены 25 км линии и два моста. Но затем стройку заморозили
из-за недостатка финансирования. Главный инженер департамента
капитального строительства ОАО «РЖД» Юрий Андреенко сказал «Гудку»,
что компании известен проект железнодорожной ветки в Бурятии.
Однако пока реальных планов участия ОАО «РЖД» в строительстве
дороги нет. Компания не получила комплексного и логически
завершенного ТЭО проекта от корпорации «Металлы Восточной Сибири».
Кроме того, корпорация не сформировала единой и понятной концепции
проекта. Тем не менее, по словам главного инженера, проект
представляет серьезный интерес. В департаменте по связям с
общественностью Забайкальской железной дороги «Гудку» также
сообщили, что строительство новой ветки считается перспективным
инфраструктурным проектом. Сергей Спасенников добавил, что
корпорация «Металлы Восточной Сибири» вскоре поручит институту
«Востсибтранспроект» дать обоснование инвестиций в проект для
стратегической связи Транссиба и БАМа. Он предусматривает не только
разработку месторождений полиметаллов «Озерное», «Назаровское», но
и промышленное освоение одного из крупнейших в мире месторождений
урана недалеко от населенного пункта Хиагда. Аналитик группы
«ЦентрИнвест» Евгений Буланов сказал «Гудку», что перспективы
месторождения «Озерное» и корпорации «Металлы Восточной Сибири»
весьма положительны. На российском рынке очень мало компаний,
добывающих цинк. По мнению эксперта, строительство железнодорожной
инфраструктуры близ нового месторождения даст скорый и
гарантированный доход ОАО «РЖД» и в бюджет страны, потому что
Бурятия богата природными ресурсами, которые пока нечем
вывозить.