Бензиновый пятачокВ Кемерове начинают строительство трех
мини-НПЗ
Юлия Лях
В Кемеровской области в районе Анжеро-Судженска
начинается строительство сразу нескольких малых
нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) годовой мощностью от 200 000 т
каждый. Эксперты разошлись в оценках экономической целесообразности
такого рода проектов, но отмечают спрос на оборудование для таких
производств.
В марте 2004 г. администрация Кемеровской
области одобрила пять проектов строительства НПЗ мощностью от 200
000 т до 1 млн т ГСМ в год. По оценке администрации области, регион
потребляет от 2,5 до 3 млн т топлива в год. Около 80% местного
рынка занимает “Кузбасснефтепродукт” (входит в
“Сибнефть”).
Первой к строительству мини-НПЗ приступила
компания “Северный Кузбасс”. На прошлой неделе началась прокладка
железнодорожного путепровода длинной 3,1 км к месту будущего
завода, сообщил инженер “Северного Кузбасса” Виталий Усов.
Строительство железнодорожной ветки, по его словам, обойдется в 40
млн руб., а общая сумма инвестиций в мини-НПЗ перерабатывающей
мощностью 200 000 т нефти в год составит $17,2 млн. В компании не
раскрывают источники инвестиций. В администрации Кемеровской
области говорят, что это будут банковские кредиты и средства
частных предпринимателей. Непосредственно строительство НПЗ
начнется в 2005 г., говорит Усов. Он полагает, что завод будет
построен за два года. В продукции НПЗ около 35% будет составлять
бензин, 40% — мазут и 25% — дизтопливо. Рентабельность завода
мощностью 200 000 т. составляет 25%, срок окупаемости — четыре
года, сообщил Андрей Колобов, главный экономист инвестиционной
компании “МиРос” (Уфа), проводившей технико-экономический расчет
проекта НПЗ для “Северного Кузбасса”. Доход регионального бюджета
от одного НПЗ мощностью 200 000 т., включая акцизы и налоги, по
данным Колобова, составит 254 млн руб. в год. Покупать нефть
“Северный Кузбасс” собирается у “Сургутнефтегаза”. Усов говорит,
что об этом уже подписано предварительное соглашение. В
“Сургутнефтегазе” отказались комментировать эту информацию. В
ноябре начать строительство НПЗ мощностью 200 000 т и стоимостью
500 млн руб. собирается и Томская нефтегазовая компания, сообщил
“Ведомостям” ее гендиректор Владимир Костылев. По его словам, уже
получен землеотвод под НПЗ. Эту информацию подтвердили и в
администрации области. У Томской нефтегазовой компании есть
небольшое месторождение нефти в Томской области и за счет этого
сырья будет загружаться будущий НПЗ, говорит Костылев. В этом году,
по его словам, добыча составит около 12 000 т нефти, а в 2005 г. —
более 40 000 т. А третий НПЗ в районе Анжеро-Судженска в ближайшее
время планирует начать строить ИФК “Инвестэнерго”. В завод
мощностью 200 000 т будет вложено $10 млн, сообщил генеральный
директор компании Андрей Барабаш. По его словам, инвестором проекта
выступает местный холдинг, планирующий покупать всю продукцию НПЗ.
Назвать холдинг он отказался. Чиновник в администрации Кемеровской
области сообщил, что “Северный Кузбасс”, “Инвестэнерго” и Томская
нефтегазовая компания уже получили условия подключения к
трубопроводам “Транснефти”. Но вице-президент “Транснефти” Сергей
Григорьев не смог вспомнить эти компании. “Инвестэнерго” в прошлом
году уже построило установку по переработке нефти годовой мощностью
10 000 т. Эту информацию подтвердил Виктор Ладошкин, первый
заместитель гендиректора “Линас-техно”, которая поставляет
оборудование для мини-НПЗ. Он отмечает растущий интерес к
мини-заводам и объясняет его тем, что их строительство менее
рискованно, чем крупного завода. Эксперты расходятся во мнении о
целесообразности строительства мини-НПЗ. “Менее затратным было бы
построить один крупный НПЗ, — считает аналитик ИК “Проспект”
Дмитрий Мангилев. “Но точка для строительства выбрана удачно, —
считает он, — мини-завод сможет экспортировать топливо в Китай, где
его потребление в последние годы быстро увеличивается”. “Впрочем,
эта продукция будет востребована и на территории области, ведь
[сегодня] основная часть [ГСМ] завозится из соседних регионов”, —
добавляет аналитик. Строительство крупных НПЗ не оправдывает себя
из-за высоких транспортных издержек, возражает Андрей Колобов. По
его мнению, наличие в регионе собственного НПЗ дает экономию на
транспортных расходах в 15-25%. Колобов ссылается на опыт
Волгоградской области, где работает несколько мини-НПЗ. Целесообразность строительства
небольших нефтеперерабатывающих заводов ставит под сомнение и
аналитик ИФК “Метрополь” Евгений Сацков. Он считает, что в России
наблюдается избыток перерабатывающих мощностей, крупные предприятия
загружены не на полную мощность. “Если они увеличат объемы
производства, то могут вытеснить с рынка мелкие заводы”, — считает
Сацков.
ТОПЛИВО ДЛЯ САМОЛЕТОВ
Ачинский НПЗ (Красноярский край) запускает новую
линию для производства авиационного топлива международных
стандартов Jet-A-1. Первоначальные объемы производства топлива
составят не менее 3000 т ежемесячно. Сумма затрат по приобретению
оборудования превысила $500 000, а общий объем инвествложений
превысил $1 млн.