Новости
12  Октября  2004
Ежедневная деловая газета "Ведомости"
Бензиновый пятачокВ Кемерове начинают строительство трех мини-НПЗ 

Юлия Лях

 

В Кемеровской области в районе Анжеро-Судженска начинается строительство сразу нескольких малых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) годовой мощностью от 200 000 т каждый. Эксперты разошлись в оценках экономической целесообразности такого рода проектов, но отмечают спрос на оборудование для таких производств.

В марте 2004 г. администрация Кемеровской области одобрила пять проектов строительства НПЗ мощностью от 200 000 т до 1 млн т ГСМ в год. По оценке администрации области, регион потребляет от 2,5 до 3 млн т топлива в год. Около 80% местного рынка занимает “Кузбасснефтепродукт” (входит в “Сибнефть”). 

Первой к строительству мини-НПЗ приступила компания “Северный Кузбасс”. На прошлой неделе началась прокладка железнодорожного путепровода длинной 3,1 км к месту будущего завода, сообщил инженер “Северного Кузбасса” Виталий Усов. Строительство железнодорожной ветки, по его словам, обойдется в 40 млн руб., а общая сумма инвестиций в мини-НПЗ перерабатывающей мощностью 200 000 т нефти в год составит $17,2 млн. В компании не раскрывают источники инвестиций. В администрации Кемеровской области говорят, что это будут банковские кредиты и средства частных предпринимателей. Непосредственно строительство НПЗ начнется в 2005 г., говорит Усов. Он полагает, что завод будет построен за два года. В продукции НПЗ около 35% будет составлять бензин, 40% — мазут и 25% — дизтопливо. Рентабельность завода мощностью 200 000 т. составляет 25%, срок окупаемости — четыре года, сообщил Андрей Колобов, главный экономист инвестиционной компании “МиРос” (Уфа), проводившей технико-экономический расчет проекта НПЗ для “Северного Кузбасса”. Доход регионального бюджета от одного НПЗ мощностью 200 000 т., включая акцизы и налоги, по данным Колобова, составит 254 млн руб. в год. Покупать нефть “Северный Кузбасс” собирается у “Сургутнефтегаза”. Усов говорит, что об этом уже подписано предварительное соглашение. В “Сургутнефтегазе” отказались комментировать эту информацию. В ноябре начать строительство НПЗ мощностью 200 000 т и стоимостью 500 млн руб. собирается и Томская нефтегазовая компания, сообщил “Ведомостям” ее гендиректор Владимир Костылев. По его словам, уже получен землеотвод под НПЗ. Эту информацию подтвердили и в администрации области. У Томской нефтегазовой компании есть небольшое месторождение нефти в Томской области и за счет этого сырья будет загружаться будущий НПЗ, говорит Костылев. В этом году, по его словам, добыча составит около 12 000 т нефти, а в 2005 г. — более 40 000 т. А третий НПЗ в районе Анжеро-Судженска в ближайшее время планирует начать строить ИФК “Инвестэнерго”. В завод мощностью 200 000 т будет вложено $10 млн, сообщил генеральный директор компании Андрей Барабаш. По его словам, инвестором проекта выступает местный холдинг, планирующий покупать всю продукцию НПЗ. Назвать холдинг он отказался. Чиновник в администрации Кемеровской области сообщил, что “Северный Кузбасс”, “Инвестэнерго” и Томская нефтегазовая компания уже получили условия подключения к трубопроводам “Транснефти”. Но вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев не смог вспомнить эти компании. “Инвестэнерго” в прошлом году уже построило установку по переработке нефти годовой мощностью 10 000 т. Эту информацию подтвердил Виктор Ладошкин, первый заместитель гендиректора “Линас-техно”, которая поставляет оборудование для мини-НПЗ. Он отмечает растущий интерес к мини-заводам и объясняет его тем, что их строительство менее рискованно, чем крупного завода. Эксперты расходятся во мнении о целесообразности строительства мини-НПЗ. “Менее затратным было бы построить один крупный НПЗ, — считает аналитик ИК “Проспект” Дмитрий Мангилев. “Но точка для строительства выбрана удачно, — считает он, — мини-завод сможет экспортировать топливо в Китай, где его потребление в последние годы быстро увеличивается”. “Впрочем, эта продукция будет востребована и на территории области, ведь [сегодня] основная часть [ГСМ] завозится из соседних регионов”, — добавляет аналитик. Строительство крупных НПЗ не оправдывает себя из-за высоких транспортных издержек, возражает Андрей Колобов. По его мнению, наличие в регионе собственного НПЗ дает экономию на транспортных расходах в 15-25%. Колобов ссылается на опыт Волгоградской области, где работает несколько мини-НПЗ. Целесообразность строительства небольших нефтеперерабатывающих заводов ставит под сомнение и аналитик ИФК “Метрополь” Евгений Сацков. Он считает, что в России наблюдается избыток перерабатывающих мощностей, крупные предприятия загружены не на полную мощность. “Если они увеличат объемы производства, то могут вытеснить с рынка мелкие заводы”, — считает Сацков.

ТОПЛИВО ДЛЯ САМОЛЕТОВ

Ачинский НПЗ (Красноярский край) запускает новую линию для производства авиационного топлива международных стандартов Jet-A-1. Первоначальные объемы производства топлива составят не менее 3000 т ежемесячно. Сумма затрат по приобретению оборудования превысила $500 000, а общий объем инвествложений превысил $1 млн.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.