Continental не удалось "переобуться"в продукцию Московского шинного
завода
Артур Саруханов
Шинный концерн Continental AG намерен выйти из
созданного с Московским шинным заводом совместного предприятия.
Немецкая компания недооценила убытки, связанные с инвестициями в
проект, а партнерство с московской мэрией не ускорило процесс
запуска конвейера. В результате МШЗ не произвел до сих пор ни одной
шины из запланированных на этот год 1,3 миллиона. Меморандум о
создании совместного предприятия на базе Московского шинного завода
(МШЗ) представители немецкого концерна Continental AG и московской
мэрии, владеющей 51% акций МШЗ, подписали еще в сентябре 2002 года.
СП создавалось на базе одного из корпусов московского завода с
уставным капиталом 40 млн. долларов. При этом Continental отходило
76% создаваемой компании, которые немецкий концерн должен был
оплатить деньгами и оборудованием своего завода Gislaved. А еще 24%
должны были стать собственностью МШЗ. Завод по производству шин
марок Continental, Gislaved и Barum уже в этом году должен был
произвести 1,3 млн. шин, а к 2006 году - 3,7 млн. После подписания
соглашения о создании СП член правления Continental Ханс-Йохаим
Николин заявил, что предприятие станет "важным шагом на пути
освоения российского рынка". Однако уже спустя 2 года от оптимизма
руководства Continental не осталось и следа. Владеющий 76% СП
немецкий концерн хоть и получил партнера в лице московской мэрии,
но не избежал бюрократических проволочек в местных органах власти.
"У нас серьезные проблемы со сроками выполнения проекта, поскольку
необходимое разрешение на переоборудование цеха либо тормозилось,
либо не выдавалось вовсе", - сетует Николин.
ОАО "Московский шинный завод" выпускает шины под
торговой маркой "Таганка" с 1945 года. Прошлый год стал лучшим для
компании за последние 10 лет, когда было выпущено 1,7 млн. легковых
шин, - седьмое место среди российских производителей. В ближайшие
три года в завод планировались инвестиции в размере 12 млн.
долларов для приобретения современного оборудования. Созданные
мощности должны были производить 3,5 млн. шин под торговой маркой
Continental и 3 млн. шин под торговой маркой Taganca.
По словам руководства Continental, перенос
сроков производства существенно нагружает экономичность проекта.
"Ведь мы планировали получить отдачу от него уже в 2005-2006
годах", - говорит Николин. Кроме того, были допущены серьезные
изъяны в оценке издержек. Был явно переоценен цех стоимостью в 10
млн. долларов, внесенный МШЗ в виде вклада в СП. Это привело к
тому, что создание СП с локальным производством в Москве затянулось
и потребовало 40, а не 30 млн. евро, как ожидалось первоначально.
Последний клин в целесообразность проекта вбили планы столичного
правительства по переносу производственных мощностей из центра
Москвы (МШЗ находится в районе Таганки). По словам Дениса Нуштаева,
аналитика ИФК "Метрополь", для Continental выход из СП вряд ли
станет большой потерей - компания не рассчитывала на быстрый и
стабильный возврат инвестиций. Кроме того, рынок России для
немецкого концерна не так стратегически важен, как азиатский. "А
для МШЗ "размолвка" с немцами станет серьезным ударом. Внедрение
новых технологий в устаревшее российское производство шин требует
серьезных инвестиций, которыми наши заводы не располагают. Поэтому
в конечном счете крах СП чреват для Московского шинного завода
потерей доли на рынке", - заключает эксперт.
СПРАВКА:
В марте этого года разводом уже закончились
отношения финской Nokian Renkaat и российской "Амтел". По версии
российского производителя (96% акций принадлежит голландскому
предпринимателю Судхира Гупты и его семье), Nokian не выполняла
условия соглашения о совместном управлении. По договору "Амтел"
должен был участвовать в СП с Nokian деньгами, технологиями,
оборудованием в равных долях. Однако финны передали российской
стороне лишь право на выпуск шин под второстепенным брендом
Nordman. В результате финны, занявшие в прошлом году 14%
российского рынка, планируют построить собственный завод в
Ленинградской области, а "Амтел" (владелец Кировского, Воронежского
и Белозерского шинных заводов) занялся поиском инвесторов для
развития бизнеса. Активные переговоры компания ведет с японской
Bridgestone.