У «Калины» растут прибыль и долги
Парфюмерно-косметический концерн увеличил в
первом полугодии все финансовые показатели
Алексей Виноградов
ОАО «Концерн "Калина"» (Екатеринбург) в первом
полугодии удвоил чистую прибыль, возросшую в соответствии с US GAAP
с 8,603 млн (по итогам 6 месяцев 2004 года) до 17,657 млн долл. При
этом выручка ОАО увеличилась с 91,245 млн до 133,084 млн долл.
(+45,8%). Увеличение выручки объясняется в официальном пресс-релизе
компании включением (со второго квартала) в отчетность результатов
Dr. Scheller Cosmetics AG, а также увеличением доли ключевых
брендов в продажах компании и ростом рынка парфюмерно-косметической
продукции в целом. ОАО «Концерн "Калина"» – один из главных игроков
на российском парфюмерно-косметическом рынке (основные бренды:
«Черный жемчуг», «Чистая линия» и MIA в средствах по уходу за
кожей, «32» и «Лесной бальзам» в средствах по уходу за полостью
рта, «Анжелика Варум» в парфюмерии). В состав концерна входят
головное предприятие в Екатеринбурге и завод в Омске, дочерние
предприятия «Паллада-Украина», «Новопласт» в Екатеринбурге и Kalina
Overseas Holding B.V. в Нидерландах. С апреля нынешнего года
компания контролирует 61,01% акций немецкого производителя Dr.
Scheller. Уставный капитал «Калины» равен 682,662 млн руб. После
проведения IPO компании (в апреле 2004 г.) и запуска программы ADR
крупнейшими акционерами концерна являются его генеральный директор
Тимур Горяев (50,18%) и ЕБРР (5,7%), остальные акции находятся у
западных инвестфондов и в свободном обращении. Опубликованные
полугодовые результаты компании не встретили единодушия среди
аналитиков. «Выручка «Калины» в целом соответствует нашим
ожиданиям, – сказала RBC daily аналитик ИК «Ренессанс Капитал»
Наталья Загвоздина, – зато показатели чистой прибыли и некоторые
другие оказались значительно выше прогнозировавшихся. Однако и этот
факт не позволяет говорить о том, что концерн развивается быстрее
рынка в целом, – скорее, он растет вместе с ним». Вместе с тем в
начале года, например, аналитики ИФК «Метрополь» ожидали более
скромных результатов «Калины» – по крайней мере, по итогам всего
2005 года (+20% выручки). Впрочем, говорят эксперты, во-первых, год
еще не кончился, во-вторых, трудно все-таки недооценить
«приплюсование» к отчетности концерна квартальных показателей
немецкой компании (ее выручка в 2003 г. оценивалась ни много ни
мало в 76,6 млн евро). Но показатели чистой прибыли «Калины» более
«объективны», особенно если учитывать тот факт, что приобретенный
Dr. Scheller долгое время был убыточным. «Опубликованные результаты
свидетельствуют о том, что «Калина» растет хорошими темпами,
обусловленными в первую очередь активной и эффективно построенной
маркетинговой политикой концерна», – считает аналитик РБК Валентин
Крохин. «Выручка «Калины» растет быстрее рынка, объем которого в
текущем году, по нашим прогнозам, должен увеличиться на 13-14%, –
говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Ольга Самарец, – и вклад Dr. Scheller в
общий объем выручки концерна сам по себе не объясняет цифры в 46%.
Безусловно, сказалось активное развитие дистрибуции. Показатели же
чистой прибыли были обусловлены тремя факторами: опережающими
темпами роста выручки по сравнению с ростом расходов, уменьшением
налоговых выплат и увеличением доли брендовой продукции. В
последней («Чистая линия», «Черный жемчуг») маржа выше, чем в
дешевом сегменте, из которого «Калина» постепенно выходит». При
всех положительных оценках экспертов несколько тревожит рост долгов
компании, значительно опережающий по темпам прирост других
финансовых показателей. Так, краткосрочный долг вырос к концу
отчетного периода до 14,8 млн долл. (против 1,77 млн по итогам 6
месяцев 2004 г.), а общие краткосрочные обязательства – до 79,78
(против 27,62 млн), долгосрочные займы выросли до 24,975 млн
(против 4,752 млн годом ранее). Ольга Самарец предполагает, что в
первую очередь такой рост был определен указанной консолидацией
результатов Dr. Scheller. В любом случае, судя по регулярному
наращиванию объема выплачиваемых дивидендов, проблема долгов
компанию беспокоит не сильно. Так, собрание акционеров «Калины»
приняло решение по итогам первых 6 месяцев выплатить дивиденды из
расчета 6,18 руб. на акцию, притом что за первое полугодие 2004 г.
соответствующая цифра составила 3,75 руб. на акцию – правда,
сравнение с итогами второй половины 2004 года дает уже несколько
иную картину). При этом, говорят эксперты, рост обязательств сам по
себе не является негативным фактором – важно, насколько эффективно
полученные кредиты и другие средства используются. А это покажут
только время и общая динамика развития российского рынка.