Всеволожский завод остановится
Дмитрий Ъ-Беликов
Ford, первым из иностранных автоконцернов
начавший выпускать автомобили в России, вслед за Renault и
Volkswagen сокращает производство. Конвейер завода
"Форд-Всеволожск" остановится на месяц из-за снижения спроса на его
единственную модель Ford Focus. Однако отказываться от инвестиций в
расширение завода и запуск второй модели Ford Mondeo концерн пока
не намерен.
Вчера российский офис Ford сообщил, что
практически на месяц -- с 24 декабря по 21 января -- остановит
производство на заводе "Форд-Всеволожск" в Ленинградской области.
Причиной стали не только традиционные новогодние каникулы, но и
"необходимость сократить объем выпускаемой продукции в декабре и
январе", говорится в сообщении Ford. За время простоя завод
недособерет 3,5 тыс. машин, уточнили в Ford. Решение сократить
производство связано "с общей рыночной ситуацией" в автоиндустрии в
целом, поясняют в концерне.
Во время вынужденного простоя (то есть остановки
вне праздников) сотрудники "Форд-Всеволожск" будут получать две
трети заработной платы. Кроме того, завод сможет подготовиться к
запуску производства новой модели Mondeo (намечен на март 2009
года). Упущенный объем сборки Ford Focus в концерне критичным не
считают: эти автомобили должны были бы попасть к дилерам в январе,
а продажи зимой на авторынке всегда падают. Кроме того, Ford
объявил о повышении цен на свой модельный ряд -- 5% с 1 января.
Ford -- третий иностранный автопроизводитель,
заявивший о сокращении объемов выпуска в России в условиях кризиса:
о подобных планах уже сообщили Renault и Volkswagen. Renault, как и
Ford, на месяц (с 12 декабря по 12 января) остановит производство
завода "Автофрамос" в Москве из-за падения спроса на единственную
модель завода -- Logan. Volkswagen на 13% (со 115 тыс. до 100 тыс.
машин) снизит выпуск автомобилей на принадлежащем ему заводе в
Калуге в 2009 году. Свой завод в России, кроме Ford, Renault и
Volkswagen, также запустила Toyota, однако этот концерн о
пересмотре производственных планов пока не заявляет.
Спрос на автомобиль Ford Focus, единственную
модель завода "Форд-Всеволожск", действительно начал падать в
условиях кризиса. В сентябре продажи Focus упали на 22%, в октябре
-- уже на 30% (данные Ассоциации европейского бизнеса).
Представители Ford не исключали длительной остановки
"Форд-Всеволожска" уже в конце ноября, когда о подобных планах в
отношении "Автофрамоса" сообщил Renault.
Впрочем, как Renault и Volkswagen, глобально
пересматривать свои производственные планы в России Ford пока не
собирается. В российском офисе концерна утверждают, что планы
расширения мощностей "Форд-Всеволожска" с нынешних 75 тыс. до 125
тыс. автомобилей остаются в силе (из них мощности по Focus составят
100 тыс. машин, по Mondeo -- 25 тыс., стоимость проекта составит
$100 млн). В Ford оговариваются лишь, что фактический объем
производства по итогам 2009 года "не обязательно составит эти же
125 тыс. машин" -- все будет зависеть от рыночной ситуации.
Конкретного прогноза объемов выпуска на 2009 год Ford никогда не
делал.
Аналитики и дилеры решением Ford не
удивлены. Михаил Пак из ИФК "Метрополь" называет его ожидаемым и
говорит, что в условиях кризиса концерну ничего другого и не
оставалось. "Не он первый, не он последний",-- комментирует
ситуацию на "Форд-Всеволожск" глава дилерского холдинга Genser
Игорь Пономарев. Он также поддерживает решение концерна и говорит,
что к дефициту автомобилей у дилеров оно не приведет -- "очередей
на Focus сейчас уже практически нет".