“Норильский никель” больше не смотрит за
границу
Юлия Федоринова
Становиться транснациональной корпорацией,
вступать в альянсы с иностранцами и диверсифицировать бизнес —
все это в ближайшие годы не для “Норникеля”. Закончив выделение
золоторудных активов в отдельную компанию “Полюс Золото”, компания
Владимира Потанина и Михаила Прохорова сосредоточится на развитии
производств на Кольском полуострове и Таймыре. Отчасти на то могут
быть политические причины, считают эксперты. ГМК “Норильский
никель” – крупнейший в мире производитель металлов платиновой
группы и никеля. Чистая прибыль в первом полугодии 2005 г. – $974
млн, выручка – $3,44 млрд. В прошлом году компания произвела
243 000 т никеля, 452 000 т меди, 97,4 т палладия и 23,4
т платины. Гендиректор “Норникеля” Михаил Прохоров и президент
“Интерроса” Владимир Потанин на начало апреля являлись
бенефициарами 54,78% акций компании. В конце мая совет директоров
“Норильского никеля” рассмотрит новую стратегию развития компании
до 2020 г. Как удалось выяснить “Ведомостям”, в этой стратегии
и речи нет о диверсификации бизнеса или глобализации компании.
“Норникель” сосредоточится на развитии основного производства на
Таймыре и Кольском полуострове, сообщил замгендиректора компании
Денис Морозов. Корпорация планирует расширить и модернизировать
производство, а также инвестировать в геологоразведку и развитие
проектов с нуля. У “Норникеля” уже есть совместное предприятие с
Rio Tinto, которое будет проводить геологоразведку в Сибирском и
Дальневосточном округах. Вдобавок “Норникель” создал две “дочки”
для проведения геологоразведки в Мурманской области и Красноярском
крае, а в пятницу стало известно, что компания подала заявку в
инвестфонд на 70 млрд руб. на строительство 350 км
железнодорожной ветки до Лугокана (Читинская обл.), где одна из
структур “Норникеля” — ГРК “Быстринское” проводит подготовку к
освоению месторождения меди. В стратегии не осталось места и
зарубежной экспансии. “Норникель” присматривается к различным
активам и наблюдает за корпоративными сделками в секторе, но в
процессах консолидации участвовать не будет, говорит Морозов. “Цены
на металлы находятся на исторических максимумах. Наша задача —
сохранить позиции одного из самых низкозатратных производителей в
отрасли. Мы не видим, как может быть создана дополнительная
стоимость для акционеров через покупку дорогих активов”, —
объясняет он.“Норникель” меняет стратегию на 180 градусов:
четыре года назад Михаил Прохоров, наоборот, объявлял курс на
диверсификацию компании, и как раз после этого была создана
крупнейшая в России золоторудная компания “Полюс Золото”. Недавно
“Полюс” был выделен из “Норникеля”, а две недели назад при начале
внебиржевых торгов рынок оценил его в $12,9 млрд. Это примерно
в 25 раз больше, чем “Норникель” потратил на покупку
золоторудных активов “Полюс Золота”. В 2004 г. “Норникель”
сделал самую дорогую на тот момент российскую покупку за
границей — 20% акций южно-африканской золотодобывающей
Gold Fields за $1,16 млрд, а в этом году пакет был продан за
$2 млрд. В мире вовсю идут прямо противоположные процессы. В
конце 2005 г. крупные компании Inco и Falconbridge объявили о
слиянии и могли бы стать первым в мире производителем никеля. А
недавно Teck Cominco предложила купить Inco, а Xstrata —
Falconbridge. Международные компании готовы платить за активы
значительные премии, ради того чтобы увеличить или просто сохранить
свои нынешние доли на рынке, говорит Морозов. Быть активными их
вынуждают неопределенность и высокая капиталоемкость новых
месторождений. “Норникель” считает, что покупать производственные
активы за деньги сейчас дорого, эффективнее искать и осваивать
новые месторождения. К тому же до прохождения листинга на западных
биржах акции “Норникеля” не могут быть “валютой платежа”, да и
основные акционеры не намерены снижать свое участие в компании ниже
контрольного пакета, отмечает Морозов. У “Норникеля” огромные
средства будут отвлекать инвестиции в расширение добычи
производства на Кольском полуострове и Таймыре, замечает аналитик
Deutsche UFG Александр Пухаев. По его мнению, только на это может
уйти около $5 млрд, а размер ежегодных капитальных затрат
компании может вырасти вдвое — до $1-1,2 млрд. При таком
раскладе денег на по-настоящему крупные покупки у компании не
будет. “Если бы "Норникель" захотел купить что-то прямо сейчас, он
свободно мог бы найти около $2 млрд. Для более крупных покупок
компании пришлось бы задействовать собственные акции”, —
отмечает Пухаев. Но тогда российские акционеры “Норникеля” могли бы
потерять контрольный пакет. А Пухаев отмечает, что даже если бы
Прохоров и Потанин захотели это сделать, то продажу акций
“Норникеля” вряд ли одобрил бы Кремль. “Ходят слухи, что тому же
Алексею Мордашову не разрешили продать пакет акций "Северстали"
Arcelor; не вижу, чем Потанин или Прохоров лучше”, —
соглашается топ-менеджер одного из российских инвестбанков.
“Некоторые иностранцы к тому же уверены, что Кремль был также
против объединения активов Gold Fields и “Полюса”, — говорит
сотрудник другой инвесткомпании. Но замкнутость бизнеса в итоге не
идет ему на пользу, считают эксперты. “Если вы хотите
сохранить позиции в бизнесе, вы должны стремиться стать глобальной
компанией. Такие компании устойчивее и могут диктовать
цены”, — замечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев.
Такого же мнения придерживается и Александр Агибалов из
AG Capital.