Дмитрий Верхотуров
Самый крупный по площади регион России –
Республика Саха (Якутия) – в последнее время обрел радужные
перспективы. На проект «Комплексное развитие Южной Якутии» будет
выделено 422 млрд рублей в течение ближайших десяти лет, в том
числе 104 млрд рублей будут израсходованы на строительство
автомобильных и железных дорог и гидроэлектростанций.
Крупный промышленный центр будет создан в самом
бедном районе республики – Томпонском наслеге. Несмотря на то что
здесь уже действует крупное угледобывающее предприятие (шахта
«Джебарики-Хая» в 2006 году добыла 650 тыс. тонн угля), создана
система современной связи, а районный центр – поселок Хандыга –
имеет даже сайт в интернете, Томпония остается труднодоступным,
преимущественно оленеводческим районом (поголовье оленей в наслеге
составляет 17,7 тыс. голов) со слаборазвитой инфраструктурой и
множеством хозяйственных и социальных проблем.
Угольное предприятие дает основную часть доходов
бюджета Томпонского наслега. Тем не менее исключительно плохие
дороги, недостаточно развитая энергетика, сильный износ
инфраструктуры, социальных объектов и жилого фонда ставят район в
ряд самых депрессивных в Якутии. Большая часть поселков наслега
страдает от нехватки энергетических мощностей. К примеру, поселок
Тополиное, центр эвенского оленеводческого хозяйства, много лет
мучается от недостаточной мощности котельной, которая из-за износа
котлов не обеспечивает температурный режим. Дизельное топливо и
уголь не завозятся в достаточном количестве из-за отсутствия дорог.
Уголь завозится только зимой, когда открывается зимник по льду
Алдана для большегрузных машин. Зимой 2007 года в котельной
Тополинской дизельной электростанции практически закончилось
топливо, и некоторое время поселок жил с перебоями в подаче
энергоснабжения. Котельная снабжалась топливом из резервов и
буквально «с колес».
Жилищно-коммунальное хозяйство района, от
которого здесь зависит выживание в самом буквальном смысле слова,
страдает от нехватки техники. «Здесь очень тяжелое положение, в
2006 году получены всего две единицы: водовозка и ассенизационная
машина, в последние три года нет поступления запчастей. В этом году
нам дадут три единицы техники: бульдозер, водовозку и
ассенизационную машину», — говорит директор Томпонского филиала ГУП
ЖКХ Анатолий Васильев. Нехватка техники приводит к тому, что в
наслеге нет пожарных машин, и каждый пожар превращается в
бедствие.
В шахтерском поселке Джебарики-Хая нет
круглогодичной дороги, надежной телефонной связи, службы «скорой
помощи», в больнице нет хирурга, несмотря на то что весь поселок
работает на опасном производстве. Это не только подвергает жителей
большому риску, но и сильно сдерживает работу угледобывающего
предприятия. Постоянные трудности возникают и со сбором детей
оленеводов, кочующих по дальним маршрутам, в школы и отправкой их
на каникулы. Для того чтобы забрать детей из школы, оленеводы
проделывают 1500 км в один конец на верховых оленях и обратно.
Это, конечно, неполный список тех проблем, с
которыми сталкиваются администрация и жители Томпонского района
Якутии. По итогам обследования района в 2006 году правительство
Якутии даже приняло постановление с весьма характерным названием «О
неотложных мерах по обеспечению жизнедеятельности Томпонского
наслега». Руководство района тоже предпринимает усилия по улучшению
своего положения. К примеру, за 2004−2006 годы была построена ЛЭП
Якутск–Хандыга и реконструирована ЛЭП Хандыга–Крест-Хальджай.
Планируется построить 57 км ЛЭП Хандыга–Джебарики-Хая и обеспечить
угледобывающее предприятие постоянным энергоснабжением. «В первую
очередь на Севере должна быть надежная и дешевая электроэнергия.
Это аксиома. За три года мы стабилизировали это направление в
улусе», — заявил глава муниципального образования Томпонский район
Илья Шадрин, подчеркнув значение настойчивых усилий по развитию
энергетики района. «Следующая главная составляющая жизни на Севере
— дороги. На авиацию теперь надежды нет, потому строительство дорог
крайне необходимо», — считает Шадрин. Когда был ликвидирован разрыв
на автодороге «Колыма», положение Томпонского наслега резко
улучшилось, теперь район может оперативно обеспечивать себя горючим
и стройматериалами. Раньше все это завозилось по реке, а для
поездки из Якутска в Хандыгу уходили сутки.
Однако в ближайшие годы именно в Томпонском
районе будет образован новый промышленный центр Якутии. Проект
опирается на богатые сырьевые ресурсы наслега. Здесь есть крупное
Нежданинское золоторудное месторождение, Верхне-Микеченское
месторождение полиметаллических руд, вольфрамовое и
Джебарики-Хаинское месторождение каменного угля высокого качества,
которое уже находится в промышленной разработке. В рамках проекта
развития здесь будут построены золотоизвлекательная фабрика,
горнообогатительный комбинат полиметаллических руд и тепловая
электростанция. Планируется направить на строительство карьера и
рудника на Нежданинском месторождении 17 млрд рублей, в освоение
Верхне-Микеченского месторождения вложить 8 млрд рублей, а в
строительство тепловой электростанции на базе джебарики-хаинского
каменного угля – 5 млрд рублей.
Приоритетом будет строительство Нежданинского
ГОКа, проектная мощность которого составит 12 тонн золота при
рудопереработке 3 млн тонн. Доказанный размер запасов Нежданинского
месторождения в настоящее время составляет 478 тонн золота. В
будущем планируется доразведка перспективных площадей, в результате
чего запасы золота должны вырасти до 650 тонн к 2009 году и до 1000
тонн к 2011 году.
Этот проект будет реализован по схеме
частно-государственного партнерства, в котором государственные
инвестиции пойдут на создание объектов инфраструктуры.
Предполагается, что государственные инвестиции в размере 4,7 млрд
рублей будут направлены на создание энергетической инфраструктуры в
Томпонском наслеге, а 2,9 млрд рублей – на строительство
автомобильной дороги.
Основными частными инвесторами
выступят ОАО «Полюс золото» и ООО «Корпорация «Металлы Восточной
Сибири„», дочерняя компания ИФК «Метрополь». Они примут участие в
финансировании строительства участка дороги «Колыма» 603−607 км,
остальная часть дороги до Нежданинского месторождения будет
построена за счет средств «Полюс золота» в 2010−2013 годы.
Запланировано строительство высоковольтных линий электропередачи
Хандыга—Нежданинка и Чапай–Верхне-Микеченское
месторождение.
Местное руководство полностью поддерживает
проект развития, потому что он несет с собой решение самых главных
и важных проблем в энергетике, транспорте и промышленности. Илья
Шадрин уверен, что шахта в Джебарики-Хая с проектной мощностью 1,2
млн тонн угля способна обеспечить топливом весь местный рынок, до
Алдана и Оймякона, и обеспечить углем запланированную тепловую
электростанцию.
Создание Томпонского промышленного района
означает прекращение постоянной борьбы за выживание. Примечательно,
что проект промышленного развития Томпонского наслега
разворачивается при самом активном содействии правительства Якутии
и лично президента Вячеслава Штырова. Характерно, что наряду с
развитием Южной Якутии, которая давно привлекала внимание крупных
компаний, якутские власти выдвинули развитие не Якутска и даже не
Мирного, а одного из аграрных восточных улусов. Удачливость
Томпонии здесь объясняют не только природными богатствами, но и
тем, что сам Штыров родился в поселке Хандыга Томпонского района
Якутской АССР.