Глава «АвтоВАЗа» Игорь Комаров официально подал
в отставку. За четыре года его работы тольяттинский
автопроизводитель избавился от убытков, отказался от нескольких
моделей, выпускавшихся более четверти века, а также начал
производство вполне современных автомобилей, которые помогли
улучшить имидж компании. Между тем эксперты связывают последние
успехи автогиганта с обильной госпомощью и сотрудничеством с
альянсом Renault-Nissan.
Активно циркулировавшие в СМИ слухи о
предстоящей смене президента «АвтоВАЗа» подтвердились: Игорь
Комаров покидает свой пост, чтобы возглавить Объединенную
ракетно-космическую корпорацию (ОРКК).
Контракт Комарова истекает в ноябре 2013 года.
Имя его преемника будет известно после ближайшего заседания совета
директоров «АвтоВАЗа», которое состоится 4 декабря.
С уходом Комарова исполняющим обязанности
директора компании станет Олег Лобанов, ранее занимавший пост
исполнительного вице-президента компании по финансам и
корпоративному управлению.
В четверг днем стало известно, что глава совета
директоров «АвтоВАЗа» Карлос Гон и его заместитель Сергей Чемезов
собираются предложить на этот пост Бо Андерсона. Сейчас швед
возглавляет совет директоров ОАО «ГАЗ».
За свою карьеру Игорь Комаров успел поработать в
крупных кредитно-финансовых учреждениях, таких как Сбербанк,
Инкомбанк и Национальный резервный банк. В этих организациях
менеджер работал с 1992 по 2002 год. Вплоть до 2008 года Комаров
работал замдиректора компании «Норильский никель» по экономике и
финансам.
Заметный поворот в карьере менеджера произошел в
2008 году: Комаров стал советником гендиректора госкорпорации
«Ростехнологии» Сергея Чемезова. Управленец занимал этот пост до
мая 2009 года, когда его назначили исполнительным вице-президентом
крупнейшего в России автопроизводителя, компании «АвтоВАЗ». Через
четыре месяца, в августе 2009 года, Комаров стал директором
тольяттинского автогиганта.
Компания досталась ему с убытками свыше 50 млрд
руб. Благодаря госпомощи на общую сумму около 75 млрд руб. и
антикризисной программе, которая включала снижение издержек и
сокращение персонала, «АвтоВАЗу» удалось вернуться к прибыли.
Впрочем, к моменту ухода Комарова «АвтоВАЗ»
вновь стал убыточным: из-за общего сокращения российского
автомобильного рынка и масштабной модернизации предприятий
«АвтоВАЗа» в первом полугодии 2013 года компания понесла убыток на
сумму 2,6 млрд руб.
За время работы Комарова на «АвтоВАЗе» запустили
в производство бюджетный седан Lada Granta, который определенно
пришелся по вкусу россиянам: за год с небольшим модель вышла в
лидеры рынка и уступать свою позицию, по всей видимости, не
собирается. Кроме того, автомобиль заслужил массу положительных
отзывов в прессе в духе «можем, когда захотим». Granta стала первой
отечественной серийной машиной с «автоматом».
Кроме того, на конвейер предприятия встал
универсал Lada Largus, по сути представляющий собой автомобиль, в
Европе известный как Dacia (Renault) Logan MCV, а также новое
поколение Kalina. За Largus успели образоваться длинные очереди, а
новая Kalina пока только выходит на запланированный объем
производства. На платформе Lada Granta и Kalina будут выпускаться
бюджетные автомобили возрожденной марки Datsun, принадлежащей
альянсу Renault-Nissan.
При Комарове главным дизайнером «АвтоВАЗа» стал
британец Стив Маттин, ранее работавший с марками Mercedes-Benz,
Maybach и Volvo, — для отечественного автопрома это событие
беспрецедентное. Из-под его пера появился концепт-кар Lada X-Ray,
который привлек заметное внимание к стенду Lada на Московском
автосалоне в 2012 году.
Между тем глава профсоюза «Единство» Петр
Золотарев рассказал «Газете.Ru», что деятельность Комарова на посту
главы компании была эффективной с экономической точки зрения, но
рабочие предприятия от этого никак не выиграли.
«Его работа ничего лучшего рабочим не дала. Была
сокращена численность рабочих: у нас было около 110 тыс.
работников, сейчас осталось около 70 тыс.
Сокращение большое, но за его счет зарплата не
увеличилась, а социальные гарантии и условия труда и вовсе
ухудшились. Нагрузка на работников возросла, но прибыль предприятия
выросла, члены менеджмента получают больше миллиона рублей в месяц.
Все замечательно, перед нами стабильно работающее предприятие», —
рассказал глава профсоюза.
«Я уверен, что лучше для рабочих (после ухода
Комарова. — «Газета.Ru») не станет. Может, даже хуже будет. Ведь
цель собственников предприятия – получение прибыли, в том числе и
от сокращения затрат на содержание рабочего класса», — заявил
Золотарев.
По словам главы профсоюза, организация сейчас
планирует вступить в новый трудовой спор с руководством «АвтоВАЗа»
— топ-менеджмент якобы проигнорировал несколько предложений
рабочих. «В рамках заключения нового трудового договора (предыдущий
истекает в декабре. — «Газета.Ru») мы направили Комарову
предложения по упреждающей индексации зарплат и увеличении оплаты в
полтора раза — экономические ресурсы для этого есть. В итоге
предложения наши не приняли и за стол переговоров мы так и не
сели», — рассказал Золотарев, добавив, что последним итогом этого
спора может стать забастовка.
В свою очередь, ведущий аналитик ИФК
«Метрополь» Андрей Рожков позитивно оценивает работу
Комарова.
«Под его руководством в производство
были запущены новые модели, которые частично смогли заменить
уходящую «классику» и позволили поддержать падающую долю «АвтоВАЗа»
на рынке.
Нужно признать, что автомобили стали
более качественными в силу того, что повысился контроль за
производителями автокомпонентов. Кроме того, стали использоваться
комплектующие зарубежного производства, что также повлияло на
качество автомобилей», — рассказал «Газете.Ru»
эксперт.
Рожков считает, что определенную
роль в успехе «АвтоВАЗа» при Комарове сыграла помощь государства.
«Здесь речь идет именно о финансовых результатах по международным
стандартам, которые в 2011 и 2012 годах были очень высокими — там
действительно было влияние государства, которое через
«Ростехнологии» реструктуризировало долг «АвтоВАЗа» на очень
выгодных условиях, в результате чего компания демонстрировала
рекордную прибыль. Но это был, скорее, не результат
непосредственной деятельности, а следствие таких единовременных
сделок по реструктуризации долга», — считает
эксперт.
«Но если мы говорим о качественном
улучшении автомобилей, то о влиянии на этот процесс государственной
помощи говорить неуместно», — уточнил Рожков.
http://www.gazeta.ru/auto/2013/10/17_a_5711761.shtml