Новости
29  Августа  2011
Эксперт online: Газовый холдинг заправился на Кубани

Автор: Алексей Иванов

«Газпром нефть» покупает ещё одного независимого оператора АЗС на юге России. Сумма сделки оценивается в рамках от 25 до 40 млн долларов

Федеральная антимонопольная служба России удовлетворила ходатайство ЗАО «Газпромнефть-Юг» (южнороссийская структура ОАО «Газпром газэнергосеть», входящего в нефтяную компанию «Газпром нефть») о покупке ряда розничных активов независимого кубанского оператора, работающего под брендом «Октан-Юг». Независимая сеть включает 22 АЗС и две нефтебазы.

Третичный период

Приобретение новых активов на юге России стало очередным этапом развития сбытовой сети ВИНКа, стремящегося ворваться в тройку лидеров отечественной нефтянки. Согласно принятой руководством «Газпром нефти» стратегии развития до 2020 года, основные производственные показатели компании за ближайшее десятилетие должны почти удвоиться. Если в 2010 году было добыто 52,8 млн тонн нефти, а переработано на собственных заводах в России и за рубежом 37,9 млн тонн, то к 2020 году эти цифры должны быть соответственно 100 и 70 млн тонн. При этом 40% будет перерабатываться в России, 25–30% — за рубежом. Упор предполагается сделать на выпуске светлых нефтепродуктов (77%) с глубиной переработки до 90% и выпуске топлива стандартов «евро-5».

«Кризис убедил нас в необходимости ускорения темпов модернизации и развития наших перерабатывающих активов — прежде всего для наращивания объёмов производства продукции с высокой добавленной стоимостью и расширения премиальных каналов сбыта, через которые эта продукция реализуется, в том числе и конечным потребителям, — говорит заместитель генерального директора “Газпром нефти” по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. — Это позволит существенно увеличить продажи на российском розничном рынке, который не подвержен серьёзному влиянию глобальных тенденций и процессов».

Именно в развитие розничной сети руководству холдинга предстоит инвестировать немалые средства, если оно хочет выйти на запланированные цифры наращивания продаж топлива на внутреннем рынке до 40 млн тонн в год. Если учесть, что в этот объём входят порядка 18 млн тонн авиатоплива, бункеровочного мазута, смазочных материалов и продуктов нефтехимии и 10 млн тонн, отведённые на мелкооптовые продажи крупным конечным потребителям, то всё равно 12 млн тонн необходимо будет реализовывать через розничную сеть компании. Согласно стратегии, сеть для этого должна вырасти как минимум на треть.

По утверждению г-на Чернера, сегодня в  распоряжении компании находится почти 1,6 тысячи автозаправочных станций в России и за рубежом (АЗС компании NIS в Сербии) а также собственные станции в Казахстане, Таджикистане, Киргизии и Белоруссии. «В нашей стране мы планируем активно развивать розничную сеть в Нижегородской и Иркутской областях, Красноярском крае», — добавляет Анатолий Чернер. По собственным данным компании, в 2010 году доля «Газпром газэнергосети» от общего объёма реализации нефтепродуктов через АЗС в России составила 4,56%. Как пояснили «Эксперту ЮГ» в компании, в среднесрочной перспективе (до 2015 года) розничная сеть холдинга в России и за рубежом увеличится до 1,7 тысячи АЗС. А в долгосрочной, к 2020 году — до 2,1 тысячи заправок.

Южный ветер

Пока что ареал распространения заправок ВИНКа большей частью пролегал в центральных и восточных районах страны. На юге России «Газпром газэнергосеть» была представлена достаточно скромно. В 2006 году она приобрела ростовского независимого оператора «Инвестпром» (три нефтебазы и 25 АЗС), проведя ребрендинг под торговую марку «Газпром».

В 2008 году «Газпром газэнергосеть» нарастила свою сбытовую топливную сеть на Юге, приобретя сразу 42 заправки и подвинув в ряде регионов ЮФО занимавшие до этого третье место структуры ТНК-ВР. При этом руководство компании ещё до кризиса заявляло, что намерено сосредоточить свои усилия по продвижению в Астраханской области, на Кубани и в Северной Осетии-Алании, вложив в экспансию свыше 500 млн рублей.

«Большой интерес для нас представляет и Южный федеральный округ, — говорит Анатолий Чернер. — Для реализации своих планов мы уже создали новую сбытовую “дочку” — “Газпромнефть-Юг”. За счёт покупки SibirEnergy наша компания превратилась в ключевого игрока на московском розничном рынке моторного топлива — естественно, свою сеть АЗС мы намерены здесь совершенствовать и по возможности расширять. В СНГ наши основные усилия будут направлены на развитие розницы в Казахстане и на Украине».

На юге России «Газпром» имеет четыре сбытовых структуры (Астраханская, Ростовская, Краснодарская и Сочинская). По состоянию на начало текущего года в сети АЗС ВИНКа — 21 заправка в Астраханской области (12 из них находятся непосредственно в Астрахани), 30 — на территории Ростовской области, 36 АЗС расположены в Краснодарском крае и ещё 5 АГЗС — в Сочи. Заправочные станции размещаются на наиболее оживлённых трассах, а также в городах Ростовской области и Краснодарского края. Кроме того, газпромовские структуры владеют четырьмя нефтебазами, ежемесячно продавая на Юге 120–150 тысяч тонн нефтепродуктов. Основным поставщиком топлива выступает ООО «Газпром добыча Астрахань».

Пока разворачивался маховик экономического кризиса, экспансия на юг России была приостановлена. Но сегодня руководство компании вновь заговорило о наступлении на этом направлении.

Кубанский плацдарм

Приобретя автозаправочные плац­дармы в Ростовской и Астраханской областях, «Газпром газэнергосеть» двинулась на Кубань, где топливный рынок сегодня развивается наиболее динамично. Как заметил «Эксперту ЮГ» генеральный директор санкт-петербургской компании «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко, «желание “Газпрома” закрепиться на юге России вполне понятно — ЮФО является ключевым регионом страны по реализации топлива, так как большое количество транспортных коридоров, аэропортов, морских портов, сельское хозяйство обеспечивают постоянный спрос». Только в прошлом году в ЮФО было продано свыше 2,7 млн тонн моторного топлива. При этом именно на Южный округ приходится пятая часть всех российских заправок.

По данным отраслевых аналитиков, на начало 2011 года в Краснодарском крае и Адыгее на долю «Роснефти» приходилось 33% рынка (243 заправки), «ЛУКОЙЛа» — 19% (82), структуры ТНК-ВР (24) и «Газпрома» имели по 4%. В управлении Федеральной антимонопольной службы Кубани сообщили, что на территории Краснодарского края насчитывается 188 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на краевом розничном рынке нефтепродуктов. Из них 167 компаний — независимые. Среди независимых операторов наиболее заметные доли имели ООО «Октан-Юг» (22 АЗС), ООО МХО «Рассвет» (23), ООО «Кубаньнефтесервис» (16), ООО «ВАИ-ГАРАНТ» (16). По данным УФАС, всего в крае действует 763 АЗС.

Нет ничего удивительного, что «Газпромнефть-Юг» нацелился именно на «Октан-Юг» — одного из самых заметных независимых операторов (владельцами являются трое физических лиц). «Сегодня гораздо выгоднее купить готовую розничную сеть АЗС, чем строить с нуля новую, так как под давлением ВИНКов независимые операторы готовы продать свои активы по более выгодной для покупателя цене, — считает аналитик Райффайзенбанка Анна Юдина. — А стоимость строительства одной современной АЗС в последнее время выросла с одного до двух миллионов долларов».

«У независимых АЗС маржа небольшая, без собственной топливной базы выжить им крайне трудно, — сообщил “Эксперту ЮГ” ведущий аналитик ИФК “Метрополь” Сергей Вахрамеев. — А “Газпрому” сегодня необходимо планомерно увеличивать розницу и довести доли оптовых и розничных продаж как минимум до соотношения 50:50».

Вопрос маленькой маржи давно уже тревожит независимых операторов, утверждающих, что на юге России они работают на пороге рентабельности. С начала года маржа розничной торговли топливом, по данным ИФК «Метрополь», снизилась на 7,4%, причём как раз в ЮФО она ниже всего. Коэффициент маржинальной доходности торговли самой популярной марки топлива АИ-92 в регионе составляет 5,5% против 9% в среднем по стране. Соответственно, владельцам частных заправок, не ушедших «под крышу» ВИНКов, выживать сегодня намного труднее.

В июле ФАС одобрила приобретение «Газпромнефтью-Юг» нескольких «октановских» активов — ООО «Октан-Юг», ООО «Октан-Юг АЗС №10», занимающихся оптовой торговлей моторным топливом, ООО «Октан-Юг АЗС» (специализируется на сдаче в аренду собственного нежилого недвижимого имущества), а также ООО «Новотитаровская АЗС», основным видом деятельности которого является хранение и складирование нефти и продуктов её переработки. В прошлом году «Октан-Юг» реализовал около 80 тысяч тонн моторного топлива, заняв в крае третье место по объёму реализуемых нефтепродуктов с оборотом свыше 1 млрд рублей.

Эксперты расходятся в оценках сделки. Аналитик компании «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук полагает, что вся сеть «Октана» может стоить не более 700 млн рублей. Представитель компании «АТОН» Вячеслав Буньков оценил её в 1,1 млрд рублей. Так или иначе, приобретение ещё одного южнороссийского оператора сразу же выводит «Газпромнефть-Юг» на третье место на кубанском топливном рынке и увеличивает его долю на рынке ЮФО.

«За счёт покупки нового игрока “Газпром” приобретает дополнительный премиальный сегмент, — считает Сергей Вахрамеев, — и на каждом этапе будет теперь получать добавленную стоимость к своей продукции, при этом увеличивая объёмы продаж. В 2008 году компания реализовала 15,6 миллиона тонн топлива, в 2009 году — уже 17,4 миллиона, в 2010 году — 20,5 миллиона тонн. Через розничную же сеть “Газпром” уже сегодня может продавать 10–11 миллионов тонн». Стратегическая цель руководства холдинга, заключающаяся в наращивании объёмов продаж и доведении розницы до 40 млн тонн в год к 2020 году, при таких темпах развития не кажется столь уж фантастичной.

http://expert.ru/south/2011/33/gazovyij-holding-zapravilsya-na-kubani/

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.