ПАЗ приступил к серийному производству новых
автобусов
ООО «Павловский автобусный завод» (входит в
«Группу ГАЗ» Олега Дерипаски) запустило в серийное производство
новые автобусы среднего класса «Вектор». Первые 30 городских
автобусов новой линейки завод поставит до конца года в Сочи, а в
2014 году рассчитывает продать 400 «Векторов» разной комплектации.
По мнению экспертов, спрос на новые автобусы будет зависеть прежде
всего от экономической ситуации в стране и мер господдержки, в
качестве которой могут выступить муниципальные программы обновления
автопарков.
От последних модификаций автобусов ПАЗ «Вектор»
отличается улучшенными техническими параметрами, стоимостью и рядом
дополнительных опций, рассказал вчера управляющий директор ООО ПАЗ
Андрей Васильев. В частности, новая модель включает пять семейств
автобусов среднего класса: от малых городских до междугородных.
«Весь этот модельный ряд можно будет собирать как конструктор Lego:
из пяти больших модулей и целой россыпи автокомпонентов и
дополнительных возможностей», — рассказал господин Васильев.
Автобусы могут быть укомплектованы двигателями
Cummins или, в перспективе, ЯМЗ, предусматривается возможность
установки как дизельных, так и бензиновых и газобаллонных
двигателей. Кроме того, «Вектор» оборудован автоматической коробкой
передач, моторным тормозом, системой АВS и противобуксовочной
системой ASR. Среди дополнительных опций — кондиционер, подъемник
для маломобильных граждан, система видеонаблюдения, оборудование
ГЛОНАСС, система безналичной оплаты проезда и системой «Говорящий
город». Стоимость автобусов новой модели будет варьироваться от
2,15 млн руб. в базовой комплектации до 3,2 млн руб.
Первую серию из 30 городских автобусов «Вектор»
стоимостью более 100 млн руб. ПАЗ до 20 декабря отгрузит МУП
«Сочиавтотранс» и МУП «Лазаревскоеавтотранс» — на заводе уже
произведено 12 единиц. Других потенциальных заказчиков руководство
завода пока не раскрывает, однако рассчитывает в 2014 году
поставить порядка 400 новых автобусов «Вектор», а всего мощности
завода позволяют выпускать до 1 тыс. машин в год. «Мы сейчас только
стартуем и с представлением автобуса рынку, и с его продажей.
Думаю, Нижегородская область будет одной из первых, кто приобретет
эти машины. Что касается потенциального экспорта, то это страны
традиционного экспорта дивизиона „Автобусы“ — весь бывший СНГ,
также в стратегии дивизиона на ближайшие годы предусмотрен выход на
рынок Восточной Европы», — рассказал Андрей Васильев.
С открытием производства новой модели от
предшествующих моделей на заводе отказываться не планируют. Всего
объем производства Павловского автобусного завода по итогам года
составит более 10 тыс. машин, из которых порядка 75% — автобусы
малого класса. «Несмотря на то, что в этом году мы фиксируем
значительное падение рынка — порядка 16–17%, мы планируем остаться
на уровне прошлого года. Но даже в этом случае наша доля рынка по
малому классу увеличится до 82%. В 2014 году мы также намерены
сохранить объемы производства», — пояснил управляющий директор ПАЗ.
В целом инвестиции дивизиона «Автобусы» «Группы ГАЗ» в павловскую
производственную площадку в течение двух лет составят порядка 650
млн руб. Кроме «Вектора», эти средства будут направлены на
разработку низкопольных автобусов среднего класса.
Городские и междугородные автобусы сейчас
востребованы за счет государственной поддержки муниципалитетов при
обновлении автопарка, и до конца года снижения затрат на автобусы
и, соответственно, падения спроса эксперты не ожидают. По мнению
аналитика БКС Игоря Краевского, в 2013 году ожидается не падение, а
рост автобусного рынка в России, который может достичь 10% — прежде
всего за счет закупок для Олимпиады-2014 в Сочи. Однако в росте
спроса на автобусы в следующем году эксперты не уверены. «Драйвером
этого рынка являются муниципальные закупки, и в 2014 году
секвестирования расходов по этой статье не предполагается. Но все
будет зависеть от ситуации в экономике: если она будет ухудшаться,
то в середине года может быть падение спроса, а пока ожидается рост
на уровне 5%», — отмечает аналитик. По его мнению, в европейских
странах в связи с напряженной экономической ситуацией «Векторы»,
скорее всего, не будут востребованы, а в России новая модель может
быть интересна прежде всего Москве, Санкт-Петербургу и
Екатеринбургу. «В Сочи в 2014 году автобусы закупаться уже не
будут, а выиграет ли ПАЗ тендеры на поставку в регионы, будет
зависеть не только от цены автобусов, но и от того, насколько
последние соответствуют планам по развитию автопарка
муниципалитетов», — полагает Игорь Краевский. Сейчас конкурентами
ПАЗа в этом направлении являются прежде всего автобусы Marcopolo,
собираемые на ОАО «Нефтекамский автозавод», а также зарубежные
Isuzu и Hyindai. Стоимость зарубежных автобусов
аналогичного класса сравнима со стоимостью «Вектора» либо может
превышать ее на 20–30%, поэтому у ПАЗа есть шансы обеспечить спрос
на новую модель, добавляет Андрей Рожков из ИФК
«Метрополь».
Анна Павлова