Владимир Штанов
Nissan «в связи с серьезным падением рынка новых
автомобилей в России» приостановил производство хетчбэка С-класса
Nissan Tiida. Кроме того, сокращено производство седана С-класса
Nissan Sentra на заводе в Ижевске, входящем в группу «АвтоВАЗ»,
рассказал «Ведомостям» представитель Nissan. Представитель
«АвтоВАЗа» от комментариев отказался.
Выпуск Tiida (модель производилась с начала 2015
г.) был приостановлен еще в августе, а производство Sentra
(выпускается с лета 2014 г.) сократилось в октябре (более свежих
данных нет) в 10 раз по сравнению с февралем этого года, следует из
отчетов «АСМ-холдинга». Всего за 10 месяцев 2015 г. в Ижевске было
выпущено 3438 Tiida и 5072 Sentra. Помимо Nissan в Ижевске
выпускается Lada Granta и новинка – Lada Vesta. Их в январе –
октябре произведено 53 487 шт.
Отказываться от выпуска Tiida и Sentra компания
не собирается, уверяет представителя Nissan: «Пока таких планов
нет». По его словам, производство Tiida будет возобновлено в
Ижевске, когда стабилизируется ситуация на рынке: «Более точные
сроки указать сложно». По итогам 11 месяцев 2015 г. рынок легковых
автомобилей и LCV в России сократился на 34,5%, продажи Nissan – на
42%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.
Один из дилеров Nissan говорит, что ему
неизвестно о приостановке российского производства Tiida. Нужные
модели он заказывает со склада компании, и пауз в поставках не
было. По его словам, спрос на Tiida и на Sentra небольшой, дилерам
приходится помимо скидок, которые дает сама компания, добавлять еще
и свои. Главная проблема – общее сокращение спроса в С-сегменте
(см. врез), а также высокая цена, считает дилер. Tiida стоит от 839
000 руб. (без учета акций), Sentra – от 878 000 руб. Лидирующая в
этом классе Skoda Octavia стоит от 833 000 руб. Автомобиль
выпускается по контрактной схеме на ГАЗе, его производство (как и
других моделей группы VW в Нижнем Новгороде – Skoda Yeti,
Volkswagen Jetta) тоже приостанавливалось, но перерыв был меньше –
с 1 по 13 июля.
Этой осенью Nissan уже прекратил выпуск седана
Teana на своем заводе в Санкт-Петербурге (объяснив это сокращением
D-сегмента – за исключением премиальных брендов) и начал выпуск
массовой модели – кроссовера Qashqai. Компания также предупредила,
что с весны 2016 г. на заводе в Санкт-Петербурге введет одну
рабочую смену вместо двух, сократит около 500 рабочих мест.
У Nissan правильная стратегия для текущей
ситуации на рынке, комментирует дилер: компания концентрируется на
массовых моделях – седане Nissan Almera (выпускается в Тольятти),
кроссоверах Nissan Terrano (Москва) и Nissan X-Trail
(Санкт-Петербург), а также на хетчбэке и седане Datsun mi-DO и
on-DO (Тольятти). Их продажи дилера устраивают: «Они не хуже
рынка».
Nissan поступает прагматично, не
допуская затоваривания, так же делают и другие заводы,
приостанавливая выпуск отдельных моделей или всего конвейера,
комментирует аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. А вот группе
«АвтоВАЗ» невыгодно сокращать контрактное производство – это одно
из основных направлений бизнеса компании, которое к тому же дает
гарантированную прибыль, замечает он: чистая маржа – 1–2% от
выручки от такого производства. По итогам девяти
месяцев 2015 г. на контрактное производство пришлось 27,6% общей
выручки «АвтоВАЗа», которая составила 125,3 млрд руб. при чистом
убытке в 9,5 млрд по РСБУ (по МСФО убыток еще больше – 15,8 млрд
при выручке в 131,2 млрд руб.). Всего за 10 месяцев 2015 г. на
обоих заводах группы, в Тольятти и Ижевске, по заказам альянса
Renault-Nissan было выпущено 112 943 машины – на 27,6% больше, чем
в январе – октябре 2014 г., по данным «АСМ-холдинга». Для
сравнения: выпуск Lada за тот же период сократился на 17,6% до 261
206 шт. Правда, рост контрактного производства объясняется эффектом
низкой базы: например, седан Datsun on-DO производится с лета 2014
г., хетчбэк Datsun mi-DO – с начала 2015 г.
http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2015/12/21/621780-nissan-svorachivaet-proizvodstvo-avtomobilei-golf-klassa