Завод затоварен и просит у государства $1
млрд
Дмитрий Ъ-Беликов
АвтоВАЗ завершает переговоры с Внешэкономбанком
о выделении кредита на сумму в $1 млрд. На складах завода уже
скопилось 100 тыс. непроданных автомобилей, и деньги нужны ему,
чтобы отсрочить оплату машин дилерами. Всего два дня назад
крупнейшие российские автопромышленники просили вице-премьера Игоря
Сечина помочь отрасли деньгами и не получили никаких обещаний. Но
если АвтоВАЗ даже получит деньги ВЭБа, их хватит заводу только на
два месяца.
О том, что АвтоВАЗ договаривается с ВЭБом о
выделении кредита на сумму в $1 млрд, "Ъ" рассказали несколько
работающих с заводом банкиров, а также источники на предприятии. По
их словам, переговоры уже практически завершены, окончательно
вопрос с финансированием АвтоВАЗа может решиться в начале следующей
недели на наблюдательном совете ВЭБа. На заводе и в ВЭБе эту
информацию не подтверждают, но и не опровергают.
В понедельник на совещании у премьера Владимира
Путина был обнародован порядок кредитования ВЭБом "проблемных
активов" российской экономики. ВЭБ, который получит под выделение
этих кредитов до $50 млрд от ЦБ, будет выдавать их под гарантии
акционеров этих активов или третьих лиц под залог экспортной
выручки при условии включения представителей ВЭБа в органы
управления заемщика по ставке не менее LIBOR+5%. Но эти условия
касаются только тех заемщиков, которые используют деньги ВЭБа для
рефинансирования своих обязательств перед иностранными банками.
Случай же с АвтоВАЗом пока прецедент, поскольку здесь речь идет о
финансировании для пополнения оборотных средств, утверждают
источники "Ъ". Условия, на которых будет выдан кредит, еще
окончательно не определены и не одобрены кредитным комитетом
ВЭБа.
Как поясняют источники "Ъ", кредит в $1 млрд потребовался АвтоВАЗу
"для покрытия ожидаемых кассовых разрывов". Собеседники "Ъ"
уточняют, что в условиях финансового кризиса продажи завода
оказались парализованы (на складах дилеров АвтоВАЗа скопилось около
100 тыс. машин, что сопоставимо с двухмесячным объемом производства
завода). В условиях падения спроса и отказа выдачи кредитов со
стороны банков дилеры оказались неспособны выкупать отгружаемые
АвтоВАЗом машины. В этой ситуации, поясняет один из топ-менеджеров
завода, АвтоВАЗ радикально пересмотрит отношения с дилерами: он
будет готов дать им отсрочку платежа вплоть до 40 дней (сейчас
машины отгружаются в основном по 100-процентной предоплате). Кредит
ВЭБа, продолжает источник "Ъ", "примерно соответствует объему
оборотных средств завода за два месяца", то есть с запасом покроет
сорокадневные неплатежи со стороны дилеров. По сути, речь идет о
товарном кредите АвтоВАЗа дилерам на сумму до $1 млрд.
Сегодня президент АвтоВАЗа Борис Алешин
представит дилерам новую концепцию их работы на встрече в Москве,
говорят источники "Ъ". Президент дилерского холдинга "Фаворит
Моторс" (продает модели Lada) Владимир Попов сказал "Ъ", что знает
об этой встрече, и добавил, что "если решение о товарном кредите
действительно назрело, то это однозначно позитивный шаг для рынка".
По его словам, сейчас "достаточное количество дилеров, которые
оплачивают автомобили АвтоВАЗу только на 30-50%", подчеркнув, что
его компании эти проблемы не касаются. Глава холдинга "Элекс-полюс"
Игорь Лисютин также знает о встрече с господином Алешиным и тоже
"приветствовал бы решение об отсрочке платежа на 40 дней".
АвтоВАЗ станет первым российским автозаводом,
который фактически получит госфинансирование в условиях кризиса
ликвидности. В среду главы всех крупнейших автопроизводителей
России (АвтоВАЗ, КамАЗ, группа ГАЗ и Sollers) встречались в
Тольятти с вице-премьером Игорем Сечиным и также просили его помочь
отрасли кредитными деньгами. Неофициально автопромышленники
признавались, что не надеются на скорое выделение средств и что
подготовили к совещанию с вице-премьером лишь одну цифру: $300 млн
в год на поддержку программ лизинга и продаж автомобилей в кредит.
Действительно, по итогам совещания Игорь Сечин не пообещал
конкретной формы поддержки, сказав лишь, что "правительство
проработает вопрос доступа реального сектора к кредитным ресурсам".
При этом проблемы с дилерами испытывает не только АвтоВАЗ. Как уже
сообщал "Ъ" вчера, компания Sollers на днях прекратила отгрузку
моделей SsangYong и Fiat одному из крупнейших российских дилеров
"Инком-авто" (у последнего также есть проблемы с деньгами). В
Sollers вчера отказались сообщить, будут ли обращаться к
государству за кредитом.
Банкиры, работающие с АвтоВАЗом, утверждают, что
завод получит кредит "не потому, что он какой-то особенный". По их
словам, переговоры с ВЭБом о выделении денег начались еще в июле,
необходимые документы АвтоВАЗ подготовил к октябрю. Встречи
АвтоВАЗа с чиновниками и главами других автозаводов по вопросам
развития отрасли "шли параллельно".
Однако Михаил Пак из ИФК "Метрополь"
полагает, что $1 млрд может не решить проблем АвтоВАЗа. Аналитик
поясняет, что базовая проблема состоит в конечном потребителе,
который не готов платить за автомобили, находящиеся на складах у
дилеров. "Не очевидно, что ситуация изменится через два месяца,
когда АвтоВАЗ истратит кредит ВЭБа на финансирование своей
деятельности",— говорит господин Пак. С ним согласен и
Михаил Лямин из Банка Москвы. "Неизвестно, сколько рынок по инерции
будет в нынешнем состоянии и как долго на нем проработает АвтоВАЗ,
который боится повышать цену на свои автомобили и себестоимость
которого растет вслед за ценами на сырье",— поясняет аналитик. Он
полагает, что уже сейчас АвтоВАЗ может работать в убыток. В то же
время весной-летом 2009 года АвтоВАЗу может потребоваться более
$300 млн на погашение облигационных займов (в мае к погашению
предъявляется $190 млн, остальное — в июле-августе). Ранее была
идея выкупа этих бумаг государством, однако "пока она повисла в
воздухе", говорит один из банкиров, знакомый с ситуацией на
АвтоВАЗе.