На развитие гражданского вертолетостроения
выделят 36 млрд рублей до 2020 года
Ольга Алексеева
Президент Владимир Путин пообещал выделить из
бюджета на развитие гражданского вертолетостроения 36 млрд рублей в
ближайшие шесть лет. Пока большинство производимых самолетов
поставляются на нужды ВПК. Кроме того, Минпромторг готовит доклад
президенту о возможностях привлечения стратегического инвестора в
ОАО «Вертолеты России», которым может стать дочерняя компания
итальянской Finmeccanica — AgustaWestland.
Минпромторг подготовит доклад президенту о
целесообразности привлечения стратегического инвестора в ОАО
«Вертолеты России», заявил министр промышленности и торговли Денис
Мантуров на совещании у Владимира Путина по вопросам развития
российского вертолетостроения в Ростове-на-Дону.
В 2011 году вертолетостроительная компания
планировала проведение первичного размещения на лондонской LSE, но
оно так и не состоялось.
Если раньше мы предполагали, что реализация
выхода на финансовые рынки через IPО — самый оптимальный формат по
привлечению средств с финансовых рынков, то сейчас, с учетом
международной кооперации, можно рассматривать вариант
стратегического инвестора, пояснил Мантуров, которого цитирует РИА
«Новости».
Весной глава «Ростеха», в структуру которого
входят «Вертолеты России», Сергей Чемезов говорил, что
стратегическим инвестором может стать итало-британский
производитель вертолетов AgustaWestland (дочерняя компания
итальянской Finmeccanica, сотрудничает с «Вертолетами России» в
Томилино. — «Газета.Ru»). Как сообщалось, российская и
итало-британская компании намерены начать производство в России
легких вертолетов. «У нас никогда этого не было — 2,5–3 тонны
взлетный вес с одним двигателем», — пояснил в четверг на совещании
Мантуров. На первом этапе AgustaWestland могла бы получить в
капитале «Вертолетов России» порядка блокпакета бумаг.
Помимо инвестиций от зарубежного партнера власти
намерены обеспечить отрасль масштабными бюджетными вливаниями.
Осмотрев новые образцы боевых и военно-транспортных вертолетов на
Ростовском вертолетном заводе, Путин сообщил о выделении до 2020
года порядка 36 млрд рублей на поддержку гражданского
вертолетостроения. Средства будут распределены по двум программам:
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники до 2015 года» и
госпрограмме «Развитие авиации до 2025 года».
Глава государства поручил «серьезно подтягивать
этот сектор». «Речь идет о том, чтобы существенно увеличить объемы
поставок гражданской вертолетной техники как на экспорт, так и для
собственных нужд», — пояснил Путин.
Президент предложил участникам совещания
обсудить меры, которые помогут холдингу «Вертолеты России» решить к
2020 году задачу охвата 18% мирового рынка. Холдинг намерен
выпускать не менее 470 вертолетов в год и увеличить объем продаж
минимум до 240 млрд рублей, сказал Путин. Сейчас, согласно данным
на сайте холдинга, «Вертолеты России» занимают 85% российского
рынка вертолетов, а в мировых продажах на долю компании приходится
14%.
«Вертолеты России» — наиболее интересная с точки
зрения инвесторов компания отрасли: растут продажи, в том числе
гражданских моделей, неплохо загружены производственные мощности»,
— отмечает партнер SPG Михаил Григорьев. Прибыль холдинга
«Вертолеты России» за 2012 год выросла на 34,3%, составив 9,4 млрд
рублей. «С одной стороны, компания в этом смысле меньше зависит от
бюджетных средств и бюджетные вливания скорее требуются другим
компаниям отрасли. С другой стороны, бюджетные деньги необходимы
«Вертолетам» для инвестиций в разработку новых моделей, в том числе
высокоскоростных вертолетов», — отмечает эксперт.
Что касается иностранного стратега, то, по
словам Григорьева, и для российской компании, и для зарубежных
партнеров был бы интересен трансфер технологий и доступ на рынки
друг друга. Среди потенциальных инвесторов помимо AgustaWestland
называются также компании из Индии и Китая. Стоимость
всего российского холдинга аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков
оценивает в $1,5–2 млрд c учетом долга (перед IPO оценка составляла
около $1 млрд). По его словам, «Вертолеты России» рассчитывают на
привлечение новых технологий в области гражданского авиастроения,
однако иностранных инвесторов может отпугнуть сложность
инвестирования в стратегическую компанию и специфика российского
инвестклимата.
Что касается фактора безопасности (значительная
часть продукции холдинга идет на нужды российского ВПК), в мировой
практике существуют определенные механизмы обеспечения секретности,
в том числе ограничения доступа к секретным сведениям и возможности
голосовать через национальных представителей, отмечает
Григорьев.
http://www.gazeta.ru/business/2013/08/22/5602441.shtml