«Черкизовский» спешит торговаться
Один из крупнейших в стране мясоперерабатывающих холдингов спешно
структурирует свои активы, чтобы провести IPO на международном
рынке в первой половине следующего года
Ирина Мандрик
АПК «Черкизовский» предпринимает активные шаги
по реструктуризации холдинга и построению прозрачной структуры для
того, чтобы во втором квартале будущего года провести IPO на
международном рынке. На днях стало известно, что входящий в
структуру холдинга АПК «Михайловский» получил контроль над тремя
сырьевыми предприятиями: подмосковными Петелинской и Кругловской
птицефабриками, а также областной агрофирмой «Буденновец». По
мнению аналитиков, действия холдинга оправданы и «Черкизовскому» не
стоит затягивать с выходом на IPO, пока интерес инвесторов к
пищевому сектору велик. Участники рынка в свою очередь считают, что
мясная отрасль пока не самая перспективная с точки зрения выхода на
открытые рынки. В АПК «Черкизовский» сегодня входят восемь
мясокомбинатов в Москве, Белгороде, Пензе, Ростове-на-Дону,
Краснодаре и Ульяновске, АПК «Михайловский» владеет восьмью
птицефабриками и шестью свинокомплексами. Основным владельцем
предприятий является генеральный директор холдинга Игорь Бабаев. По
собственным данным компании, оборот «Черкизовского» в 2004 г.
составил более 600 млн долл., «Михайловского» – порядка 130 млн
долл. Мощность крупнейшего предприятия холдинга – Черкизовского
МПЗ, акции которого уже котируются на РТС, – составляет 56 т
колбасных изделий и 22 т мясных полуфабрикатов в сутки. По
информации RBC daily, АПК «Черкизовский» планирует во втором
квартале 2006 г. провести IPO на международном рынке. В самом
холдинге сегодня получить комментарии не удалось, однако, по
информации отраслевых аналитиков, местом размещения станет
Лондонская фондовая биржа и уже выбран андеррайтер выпуска.
Эксперты считают, что активные шаги по формированию сырьевой базы и
консолидация агроактивов вокруг АПК «Михайловский» свидетельствуют
о том, что «Черкизовский» спешит провести IPO в указанные сроки.
«Вполне логично, что компания старается как можно лучше выглядеть
перед размещением, – заявила RBC daily аналитик компании «Антанта
Капитал» Юлия Кнунянц. – Ранее даже были планы перевести все заводы
на единую акцию и потом уже проводить IPO, но не я уверена, что они
успеют это сделать». Однако, по мнению аналитиков, «Черкизовскому»
еще надо поработать над структуризацией своих активов. По словам
руководителя проектов инвестиционно-банковского департамента ИК
«Финам» Аллы Одинцовой, для выхода на рынок и привлечения
инвесторов любая компания должна привести существующую структуру
бизнеса к прозрачной и понятной для инвесторов схеме, провести
консолидацию активов, а также обязательно подготовить
консолидированную отчетность по МСФО за 2-3 последних года.
«Активность «Черкизовского» по расширению бизнеса, на мой взгляд,
обусловлена как общей стратегий развития холдинга, сложившейся
ситуацией на рынке, так и, конечно же, предстоящим выходом на
публичный рынок акций», – сказала она RBC daily. Аналитик по
потребительскому сектору ИК «Финам» Ольга Самарец считает, что
холдингу имеет смысл не затягивать с выходом на IPO и провести
размещение в ближайшие год-полтора. «Интерес инвесторов к
предприятиям потребительского сектора все еще велик, а на рынке
крайне мало компаний пищевой промышленности», – говорит она.
Аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова считает, что быстрый
выход на международное IPO не является самоцелью. «Как только
компания будет готова, так и следует проводить IPO, – считает она.
– Гораздо важнее отстроить прозрачную структуру холдинга, так как
до сих пор она не совсем понятна. Компании необходимо также быть
готовой к диалогу с иностранными инвесторами». По мнению Натальи
Мильчаковой, мясоперерабатывающая отрасль в России сейчас весьма
перспективна. «По моей оценке, среднегодовые темпы роста
производства мяса птицы за 2004-2010 гг. могут составить 52%, а
рост производства замороженных мясных полуфабрикатов может
оказаться в несколько раз выше, – сказала она RBC daily. – Это
быстроразвивающийся бизнес хотя бы потому, что удалось преодолеть
зависимость от импортной продукции. Поэтому отрасль может быть
интересна инвесторам, как и другие растущие, быстро развивающиеся
предприятия мясной промышленности. А развитие собственной сырьевой
базы значительно снижает риски. Например, в последние годы в России
наблюдалось снижение поголовья скота, и предприятия попадали в
зависимость от импорта». Алла Одинцова также считает, что пищевая
промышленность как динамично развивающийся сегмент рынка
перспективна для проведения IPO. Наилучшим доказательством того
являются прошедшие в этом году успешные размещения «Лебедянского» и
«Хлеба Алтая». «Предприятия мясоперерабатывающей отрасли пока не
представлены на российском публичном рынке акций, это дает
значительные преимущества первой компании этого сегмента,
проводящей IPO. К тому же масштаб деятельности АПК «Черкизовский» и
выбранная стратегия позволяют провести успешный выход на фондовый
рынок в течение года-полутора лет», – говорит г-жа Одинцова. Однако
участники рынка менее оптимистичны в своих прогнозах. «Мясная
отрасль имеет меньше перспектив при выходе на IPO по сравнению с
другими потребительскими секторами в связи с ее непрозрачностью и
малой предсказуемостью», – считает генеральный директор ООО «МПЗ
«КампоМос» Федор Огарков. В качестве слабых сторон отрасли он
называет очень дорогое сырье, непрогнозируемый рост цен на него, и,
как следствие, упавшую рентабельность, а также слабую
брендованность рынка и наметившуюся стагнацию в потреблении.
«Холдинг «Черкизовский» достиг того уровня, когда имеется
возможность выхода на IPO, а необходимость этого определяет
владелец в соответствии со своей стратегией развития компании и
видением ее будущего», – заявил RBC daily совладелец компании
«Дымов» Вадим Дымов. Однако, по его мнению, нестабильная ситуация и
нечеткие правила игры на рынке мяса не дают возможности объективно
оценить перспективы выхода на IPO. Именно дороговизна сырья, его
низкое качество, а также зависимость от надежности поставщиков
заставляют «Черкизовский» инвестировать огромные средства в
построение сырьевой базы. Глава «Черкизовского» Игорь Бабаев уже
объявил о двух масштабных проектах по строительству свинокомплексов
в Ростовской и Липецкой областях, инвестиции в которые составят
соответственно 150 и 118 млн евро. Всего же в построение сырьевой
базы холдинг планирует вложить в ближайшие годы порядка 600 млн
евро. Столь значительные инвестиции в сырьевую базу снижают
рентабельность бизнеса. «Как известно, говорить об окупаемости
сырьевых предприятий не приходится, – рассуждает аналитик РБК
Валентин Крохин. – Поэтому, безусловно, эта лишняя нагрузка на
предприятие и ведет некоторой потери рентабельности. Однако в нашей
стране по-другому нельзя, так как наличие собственной сырьевой базы
значительно снижает риски. В дальнейшем, лет через 5-10, когда в
России сформируется сырьевой комплекс, «Черкизовский» сможет
продать эти предприятия крупному агрохолдингу». Однако не все
участники рынка придерживаются подобного мнения. Компания «Дымов»,
например, не стремится к формированию сырьевой базы. «Каждое
предприятие ставит перед собой задачи самостоятельно, – считает
Вадим Дымов. – У холдинга «Черкизовский» приобретение сырьевых баз,
наверное, является необходимостью, и для этого есть финансовые
ресурсы. На наш взгляд, это не является необходимым, и приобретение
своих хозяйств в наши планы не входит, животноводство нам видится
отдельной отраслью». По мнению Федора Огаркова, в долгосрочной
перспективе наличие собственной сырьевой базы позитивно скажется на
работе мясопереработчиков. И если инвестиции будут сделаны
грамотно, соблюдены все технологии, то это может создать серьезные
конкурентные преимущества для компании на рынке. «Мы тоже
рассматриваем различные формы участия в производстве сырья, но пока
о реальных проектах говорить рано», – считает он.