Новости
16  Августа  2005
RBC DAILY

«Черкизовский» спешит торговаться


Один из крупнейших в стране мясоперерабатывающих холдингов спешно структурирует свои активы, чтобы провести IPO на международном рынке в первой половине следующего года

 

Ирина Мандрик

 

АПК «Черкизовский» предпринимает активные шаги по реструктуризации холдинга и построению прозрачной структуры для того, чтобы во втором квартале будущего года провести IPO на международном рынке. На днях стало известно, что входящий в структуру холдинга АПК «Михайловский» получил контроль над тремя сырьевыми предприятиями: подмосковными Петелинской и Кругловской птицефабриками, а также областной агрофирмой «Буденновец». По мнению аналитиков, действия холдинга оправданы и «Черкизовскому» не стоит затягивать с выходом на IPO, пока интерес инвесторов к пищевому сектору велик. Участники рынка в свою очередь считают, что мясная отрасль пока не самая перспективная с точки зрения выхода на открытые рынки. В АПК «Черкизовский» сегодня входят восемь мясокомбинатов в Москве, Белгороде, Пензе, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Ульяновске, АПК «Михайловский» владеет восьмью птицефабриками и шестью свинокомплексами. Основным владельцем предприятий является генеральный директор холдинга Игорь Бабаев. По собственным данным компании, оборот «Черкизовского» в 2004 г. составил более 600 млн долл., «Михайловского» – порядка 130 млн долл. Мощность крупнейшего предприятия холдинга – Черкизовского МПЗ, акции которого уже котируются на РТС, – составляет 56 т колбасных изделий и 22 т мясных полуфабрикатов в сутки.  По информации RBC daily, АПК «Черкизовский» планирует во втором квартале 2006 г. провести IPO на международном рынке. В самом холдинге сегодня получить комментарии не удалось, однако, по информации отраслевых аналитиков, местом размещения станет Лондонская фондовая биржа и уже выбран андеррайтер выпуска. Эксперты считают, что активные шаги по формированию сырьевой базы и консолидация агроактивов вокруг АПК «Михайловский» свидетельствуют о том, что «Черкизовский» спешит провести IPO в указанные сроки. «Вполне логично, что компания старается как можно лучше выглядеть перед размещением, – заявила RBC daily аналитик компании «Антанта Капитал» Юлия Кнунянц. – Ранее даже были планы перевести все заводы на единую акцию и потом уже проводить IPO, но не я уверена, что они успеют это сделать». Однако, по мнению аналитиков, «Черкизовскому» еще надо поработать над структуризацией своих активов. По словам руководителя проектов инвестиционно-банковского департамента ИК «Финам» Аллы Одинцовой, для выхода на рынок и привлечения инвесторов любая компания должна привести существующую структуру бизнеса к прозрачной и понятной для инвесторов схеме, провести консолидацию активов, а также обязательно подготовить консолидированную отчетность по МСФО за 2-3 последних года. «Активность «Черкизовского» по расширению бизнеса, на мой взгляд, обусловлена как общей стратегий развития холдинга, сложившейся ситуацией на рынке, так и, конечно же, предстоящим выходом на публичный рынок акций», – сказала она RBC daily. Аналитик по потребительскому сектору ИК «Финам» Ольга Самарец считает, что холдингу имеет смысл не затягивать с выходом на IPO и провести размещение в ближайшие год-полтора. «Интерес инвесторов к предприятиям потребительского сектора все еще велик, а на рынке крайне мало компаний пищевой промышленности», – говорит она. Аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова считает, что быстрый выход на международное IPO не является самоцелью. «Как только компания будет готова, так и следует проводить IPO, – считает она. – Гораздо важнее отстроить прозрачную структуру холдинга, так как до сих пор она не совсем понятна. Компании необходимо также быть готовой к диалогу с иностранными инвесторами». По мнению Натальи Мильчаковой, мясоперерабатывающая отрасль в России сейчас весьма перспективна. «По моей оценке, среднегодовые темпы роста производства мяса птицы за 2004-2010 гг. могут составить 52%, а рост производства замороженных мясных полуфабрикатов может оказаться в несколько раз выше, – сказала она RBC daily. – Это быстроразвивающийся бизнес хотя бы потому, что удалось преодолеть зависимость от импортной продукции. Поэтому отрасль может быть интересна инвесторам, как и другие растущие, быстро развивающиеся предприятия мясной промышленности. А развитие собственной сырьевой базы значительно снижает риски. Например, в последние годы в России наблюдалось снижение поголовья скота, и предприятия попадали в зависимость от импорта». Алла Одинцова также считает, что пищевая промышленность как динамично развивающийся сегмент рынка перспективна для проведения IPO. Наилучшим доказательством того являются прошедшие в этом году успешные размещения «Лебедянского» и «Хлеба Алтая». «Предприятия мясоперерабатывающей отрасли пока не представлены на российском публичном рынке акций, это дает значительные преимущества первой компании этого сегмента, проводящей IPO. К тому же масштаб деятельности АПК «Черкизовский» и выбранная стратегия позволяют провести успешный выход на фондовый рынок в течение года-полутора лет», – говорит г-жа Одинцова. Однако участники рынка менее оптимистичны в своих прогнозах. «Мясная отрасль имеет меньше перспектив при выходе на IPO по сравнению с другими потребительскими секторами в связи с ее непрозрачностью и малой предсказуемостью», – считает генеральный директор ООО «МПЗ «КампоМос» Федор Огарков. В качестве слабых сторон отрасли он называет очень дорогое сырье, непрогнозируемый рост цен на него, и, как следствие, упавшую рентабельность, а также слабую брендованность рынка и наметившуюся стагнацию в потреблении. «Холдинг «Черкизовский» достиг того уровня, когда имеется возможность выхода на IPO, а необходимость этого определяет владелец в соответствии со своей стратегией развития компании и видением ее будущего», – заявил RBC daily совладелец компании «Дымов» Вадим Дымов. Однако, по его мнению, нестабильная ситуация и нечеткие правила игры на рынке мяса не дают возможности объективно оценить перспективы выхода на IPO. Именно дороговизна сырья, его низкое качество, а также зависимость от надежности поставщиков заставляют «Черкизовский» инвестировать огромные средства в построение сырьевой базы. Глава «Черкизовского» Игорь Бабаев уже объявил о двух масштабных проектах по строительству свинокомплексов в Ростовской и Липецкой областях, инвестиции в которые составят соответственно 150 и 118 млн евро. Всего же в построение сырьевой базы холдинг планирует вложить в ближайшие годы порядка 600 млн евро. Столь значительные инвестиции в сырьевую базу снижают рентабельность бизнеса. «Как известно, говорить об окупаемости сырьевых предприятий не приходится, – рассуждает аналитик РБК Валентин Крохин. – Поэтому, безусловно, эта лишняя нагрузка на предприятие и ведет некоторой потери рентабельности. Однако в нашей стране по-другому нельзя, так как наличие собственной сырьевой базы значительно снижает риски. В дальнейшем, лет через 5-10, когда в России сформируется сырьевой комплекс, «Черкизовский» сможет продать эти предприятия крупному агрохолдингу». Однако не все участники рынка придерживаются подобного мнения. Компания «Дымов», например, не стремится к формированию сырьевой базы. «Каждое предприятие ставит перед собой задачи самостоятельно, – считает Вадим Дымов. – У холдинга «Черкизовский» приобретение сырьевых баз, наверное, является необходимостью, и для этого есть финансовые ресурсы. На наш взгляд, это не является необходимым, и приобретение своих хозяйств в наши планы не входит, животноводство нам видится отдельной отраслью». По мнению Федора Огаркова, в долгосрочной перспективе наличие собственной сырьевой базы позитивно скажется на работе мясопереработчиков. И если инвестиции будут сделаны грамотно, соблюдены все технологии, то это может создать серьезные конкурентные преимущества для компании на рынке. «Мы тоже рассматриваем различные формы участия в производстве сырья, но пока о реальных проектах говорить рано», – считает он.

 

 

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.