Чемпионская гонка
ДМИТРИЙ ТОЛКАЧЕВ, МИХАИЛ БРУСНЕВ
В Санкт-Петербурге 5 декабря стартовал чемпионат
мира по женскому гандболу. 18 декабря станет известно, войдет ли
сборная России в тройку призеров. Ясно одно: спорту пора брать на
вооружение технологии бизнеса. Точнее, шоу-бизнеса. В то, что
Санкт-Петербург сможет принять чемпионат мира по женскому гандболу,
поначалу не верил никто. К июлю бюджет чемпионата (около $2 млн.)
был собран только наполовину. Организаторы даже обратились в
компанию St.Petersburg Open, обычно собирающую деньги для
теннисного турнира. В итоге 26 млн. рублей перечислил Росспорт, еще
6 млн. — правительство Санкт-Петербурга, а 1 млн. — Международная
гандбольная федерация. Соревнования хотели провести на самом
высоком уровне, поэтому ледовые дворцы готовили основательно. Лед
срочно застелили специальными настилами, которые везли из Италии
через Москву. Организаторы турнира вряд ли рассчитывали заработать:
женский гандбол популярен разве что в Северной Европе. Из Германии,
Дании и Норвегии ожидают основной десант фанатов — 3—4 тыс.
человек, но это капля в море, вместимость того же «Юбилейного» и
Ледового дворца — до 30 тыс. Пока что большинство мест
добровольно-принудительно занимают курсанты и воспитанники
спортивных школ. И это несмотря на то, что афиши чемпионата
развешаны на всех станциях метро. Хотя было время, когда советский
гандбол соперничал по популярности с футболом, баскетболом и даже
хоккеем. Неудивительно, что спонсоры у гандбола находятся с трудом.
И хотят, чтобы их логотип был крупнее, чем название команды или
даже государственный герб. Так, на нынешнем чемпионате у российских
гандболисток на майках двуглавый орел еле виден на фоне логотипа
спонсора. Логотип есть и на спине майки, и на трусах. Тогда как у
китаянок — крупная надпись CHINA через всю грудь. Их спонсор —
государство. Но если в России для национальной сборной спонсора
найти еще можно, то рядовые гандбольные команды существуют в
основном на «медные» деньги — муниципальные. Тогда как их
заграничные коллеги давно нашли выход. Во-первых, выручает разница
в цене на билет. В той же Германии билет на игры первой бундеслиги
стоит 15—25 евро. Если умножить на 5—10 тыс. болельщиков,
приходящих на игру, получится внушительная сумма. Но главное, в
Германии гандбол давно и уверенно едет по бизнес-рельсам.
Экс-гандболист ЦСКА, обладатель кубка европейских чемпионов Олег
Савчук: «В ФРГ чемпионат и Кубок страны проводит не гандбольная
федерация — она почти не имеет к ним отношения. Там создана
финансовая структура, называется HBL. Это юридическое лицо с формой
GmbH (по-русски «ООО»). Все команды первой и второй бундеслиг также
юридические лица, то есть фирмы. Они заключают контракт с HBL на
участие в чемпионате Германии и платят взнос. HBL ежегодно выдает
командам лицензию на участие в чемпионате страны. Но перед этим
проверяет финансовый баланс каждой команды — ее контракты со
спонсорами и расходы. Если у команды, например, расходы в сезон 3
млн., а прибыль — 1 млн., то команда не получает лицензию на
участие в чемпионате и Кубке». Западная гандбольная команда
принадлежит нескольким людям, не обязательно бывшим гандболистам.
Они выбирают менеджера команды, который отвечает за то, чтобы
экономически структура процветала: нанимает тренеров, игроков,
отвечает за маркетинг. В России же пока «паровозами» в деле
привлечения средств в гандбол чаще становятся известные
авторитетные люди. Например, Владимир Максимов (тренер «Чеховских
медведей» и мужской сборной) или Андрей Лавров (многократный
олимпийский чемпион, член Совета Федерации). Кстати, гандбол хотя
бы игровой вид спорта. А как проводят свои соревнования
«неигровики» и вообще «неолимпийцы»? Тоже ищут деньги на стороне —
и находят, однако затраты все равно перевешивают. Хотя организаторы
недавнего чемпионата мира по восточным единоборствам в Москве
потратили на его проведение $550 тыс. Вышли в ноль. Президент
Федерации Кёкусинкан карате-до Михаил Слипенчук: «У нас был очень
серьезный спонсор — «Ростелеком»: он идет в Японию, и восточные
направления единоборств перспективны для развития контактов с
японцами. Были и другие спонсоры — Внешэкономбанк, «АЛРОСА». За
счет продажи билетов мы смогли покрыть всего 10% расходов, поэтому
считать, что в этой части есть какая-то экономика, неправильно.
Восточные единоборства привлекательны для потенциальных
организаторов тем, что относительно недороги. Тут можно обойтись
хорошим школьным спортзалом. Да и экипировка не так дорога, как,
скажем, горно-лыжная или хоккейная». Единоборцы сумели
заинтересовать и власти. Председателем оргкомитета стал полпред
президента в ЦФО Георгий Полтавченко. И не случайно. В свое время
ИФК «Метрополь», где Слипенчук является гендиректором, организовала
и профинансировала путешествие на Северный полюс на воздушном шаре.
Тогда случай и свел организаторов с г-ном Полтавченко. Власть в
стороне не осталась. Наши воздушные путешественники закрепили флаг
России на Северном полюсе. Раньше такие попытки заканчивались
трагически. И вдруг — успех, впервые за 100 лет. Поэтому в поисках
финансовой поддержки чемпионата по единоборствам г-н Слипенчук
пошел проторенной дорожкой. Михаил Слипенчук: «Власть нам оказала
господдержку в процессе получения виз, размещении рекламы. Поэтому
многие вещи у нас получились дешевле. Ну и потом, русские бойцы
победили японских, да и всех остальных. А было на чемпионате ни
много ни мало 37 стран». Одно из самых успешных «некоммерческих»
спортивных мероприятий — Кубок Владислава Третьяка, который
проводится уже несколько лет. В этом году на Кубок приехали 28
команд, в том числе из Америки и Канады. Финальные игры проходили в
«Лужниках». Победители получили медали и кубки. Шарфы и чемпионские
бейсболки. И даже (в первый раз) — чемпионские перстни, которые
предоставил завод «Кристалл». Матчи показывали по телевидению, в
городах висели рекламные растяжки и плакаты. Да и залы были
заполнены под завязку. А начальник ЦСКА Ольга Смородская даже
заметила тренеру хоккейного клуба суперлиги Вячеславу Быкову: «Вот
как играть надо, чтобы все выигрывать!» Но тут на успех работало
все: личность знаменитого спортсмена, его имя, его нынешняя
должность (Третьяк — глава думского комитета по физкультуре и
спорту). Исполнительный директор фонда Владислава Третьяка Валерий
Фисюк: «Такие Кубки нельзя считать коммерчески успешными. Помогают
кто чем может. ТНК — деньгами, «Макдоналдс» — питанием,
«Вимм-Билль-Данн», Visa, «Газпром» — деньгами, вещами, транспортом,
переводчиками. Все дают по 200—250 тыс. рублей. Миллион не дает
никто. Игроки жили в гостинице «Украина» — и только это обошлось в
3 млн. рублей. Тренеры получили в подарок швейцарские часы. Однако
самое ценное — внимание властей, начиная от глав префектур,
директоров катков и заканчивая Росспортом. В этом году вышли по
нулям. Но главное — мальчишки почувствовали, что нужны стране».