POINT.Ru: Сценарий реформы РАО переписан. Новая идея Чубайса
В РАО «ЕЭС России» придумали новую схему второго
этапа реорганизации холдинга. В энергокомпании надеются, что она
позволит государству обрести законную 75% долю в сетях, самим сетям
привлечь инвестиции и соблюсти права миноритариев. Однако при всех
ее плюсах, схема кажется аналитикам сложной и не слишком
прозрачной, а ее согласование может надолго затянуться. Первый
этап, как известно, предполагает выделение компаний «ОГК-5-Холдинг»
и «ТГК-5-Холдинг» и постепенное выделение других компаний.
Планируется, что на 1 апреля 2007 года будет составлен
разделительный баланс, на основе которого будут определяться доли
активов РАО «ЕЭС России», после чего активы будут переданы в ОГК,
ТГК, ФСК, МРСК и другие энергетические компании. Сложности у РАО
изначально возникли с решением проблемы Федеральной Сетевой
компании (ФСК). Согласно законодательству, сети должны полностью
остаться в руках государства, соответственно госдоля акций в
сетевой компании должна достигнуть 75% +1 акция (с нынешних 52%),
своей же доли в генерирующих активах государство, согласно реформе,
наоборот, должно лишиться практически полностью. С другой стороны,
вечно дефицитные и инвестиционно менее привлекательные по сравнению
с генерацией сети требуют вложения средств, и вкладывать их, по
идее, должно опять же государство. План реформирования РАО "ЕЭС
России" предусматривает пропорциональное распределение активов: к
середине 2008 г. его акционеры должны стать владельцами долей во
всех компаниях, на которые он распадется, и эти доли будут равны
нынешним. Государство получит около 52% акций во всех этих
компаниях, миноритарные акционеры - 48%. Сначала из РАО будут
выделены две компании - ОГК-5 и ТГК-5, а затем все остальные. Этот
вариант реформы был утвержден правительством в 2002 г. и с тех пор
оставался неизменным. Впоследствии государство должно было бы
распродавать свою долю в энергетических активах. Внезапно
менеджмент РАО перекроил свой собственный план. Эти изменения будут
рассмотрены на заседании совета директоров энергохолдинга
9 февраля. Суть изменений такова: акционеры получат доли не в
самих активах РАО, а в неких новых холдингах-"надстройках". Всего
их будет несколько десятков, причем один - на 100%
государственный. Еще 19 будут иметь абсолютно одинаковую
структуру собственности, и все 100% их акций будут распределены
между владельцами 48% акций РАО ЕЭС пропорционально их
нынешним долям. Государственный холдинг получит по 52% от
нынешней доли РАО во всех его "дочках" - ФСК, пяти ОГК,
13 ТГК (всего 19 компаний). А по 48% в тех же
"дочках" будут принадлежать 19 компаниям, 100% акций которых
будут распределены между частными акционерами РАО. Уже к
1 апреля РАО планирует составить разделительный баланс , чтобы
распределить все активы энергохолдинга, как задумано. Прочие
активы, такие как, например, межрегиональные распределительные сети
и т. д., делить на государственную и миноритарную части не будут -
там структура собственности будет такой же, как сейчас в РАО.
Государственный и миноритарные холдинги просуществуют недолго,
объясняет руководитель департамента по взаимодействию со СМИ Марита
Нагога. Затем госхолдинг передаст свою долю в пяти ОГК и
13 ТГК в ФСК, а доля компании-"надстройки" в ФСК вырастет до
как минимум 75% плюс 1 акция. После чего надстройка будет
уничтожена. Эта схема поможет решить три базовых задачи, пояснила
Маргарита Нагога, во-первых, соблюсти права миноритариев, которые
гарантированно получат пропорциональные доли в выделившихся
компаниях, во-вторых, довести долю государства в ФСК до положенных
по закону 75% + 1 акция и, наконец, в-третьих, привлечь в ФСК
инвестиции, столь необходимые для построения магистрально-сетевого
хозяйства. Эксперты отрасли соглашаются с тем, что схема поможет
энергохолдингу решить ряд проблем. Миноритарии, по мнению
аналитика, вполне могут ее одобрить, ведь таким образом они
гарантированно получат свои доли в выделяемых из РАО компаниях,
тогда как ранее предполагавшийся вариант допэмиссии акций сетевой
компании в пользу государства не учитывал в полной мере интересов
миноритарных акционеров. С другой стороны, полагает аналитик
ИФК «Метрополь» Алексей Соловьев, схема позволит упростить
привлечение ФСК финансовых средств: теперь его можно будет
осуществить в один этап - ведь инвестиции при реализации такой
схемы сетевая компания будет получать непосредственно сама, а не
через РАО или государство. Аналитики рынка полагают, что
если бы продажа доли государства в ОГК и ТГК проводилась
исключительно путём приватизации, то ФСК могла бы не получить
средства на реализацию инвестпрограммы, так как доход от продажи
государственной доли в ОГК и ТГК поступил бы в бюджет, а затем мог
быть направлен на другие цели. Однако совершенно не факт, что
предложенная энергетиками схема пойдет «на ура» через все
министерства - само ее согласование между ведомствами может
затянуться, что соответственно затянет сроки окончания реформы.
Новый план РАО уже поддерживает Минэкономразвития. Решаются
сразу две задачи - поиска денег на гигантскую инвестиционную
программу ФСК и обеспечения интересов всех акционеров, отмечает
руководитель отдела Минэкономразвития Михаил Курбатов. Между тем
новая схема очень сложна и акционеры могут в ней не
разобраться, предупреждает аналитик "Финама" Елена Юшкова. Пока нет
деталей, невозможно оценить, выгодно ли новое предложение РАО
акционерам, считает член совета директоров РАО, председатель
комитета по стратегии и реформированию Дэвид Херн. Управляющий
директор "Интерроса" (входящий в холдинг "Норильский никель",
владеет 3,5% акций РАО ЕЭС) Андрей Бугров новую схему еще не
изучал, но идея выделить все активы миноритарных акционеров в
отдельный холдинг его настораживает. "Такой договоренности не
было", - напоминает он. Акционеры могут пострадать, если
оценка стоимости ФСК и активов, участвующих в обмене, будет
несправедливой. Акции сетевой компании не торгуются на бирже,
беспокоится Бранис. Разброс в оценках стоимости ФСК уже сейчас
весьма велик: например, аналитик "Уралсиба" Матвей Тайц оценивает
капитализацию ФСК всего в $4 млрд, а аналитик компании ФИМ
Дмитрий Царегородцев - в $15 млрд. Вопрос также и в том,
равноценный ли обмен предлагает РАО. Тайц оценивает стоимость
активов государства, которые могут быть внесены в ФСК, в
$15 млрд, тогда как аналитик "Атона" Дмитрий Скрябин -
лишь в $13 млрд.