Новости
27  Сентября  2010
Эксперт: Деньги есть, ума не хватает

Василий Лебедев, Дмитрий Сиваков

С мая по июль в России заявлено, начато или запущено более 70 инвестиционных производственных проектов на сумму 25,6 млрд долларов. Этот бурный прирост обеспечили иностранные компании, осуществляющие посткризисное продвижение на наш рынок. Российским же компаниям пока не хватает инжиниринговых и промышленно-инвестиционных компетенций, чтобы играть на равных

Перед вами результаты третьего по счету исследования, посвященного анализу реальных инвестиций. И основной его вывод таков: с мая по июль мы наблюдали резкую активизацию нового промышленного строительства, едва ли не бум. Общая сумма заявленных, планируемых и идущих вложений составляет 25,6 млрд долларов.

Напомним читателю, что в ежеквартальном режиме "Эксперт" собирает, систематизирует и анализирует данные о всех более-менее крупных (примерно от 20 млн долларов) проектах строительства новых промышленных объектов. Эта информация крайне интересна и важна. Например, она позволяет оценить потенциал будущего роста экономики (новые производства вносят основной вклад в прирост ВВП). Понять, как будет меняться экономический ландшафт страны. Увидеть слабые места в ее развитии. По сути, новые индустриальные стройки - это квинтэссенция будущего экономического роста, его суть.

Отдельные сознательные сограждане время от времени напоминают нам, что главное статистическое ведомство страны давно и регулярно публикует агрегированные данные об инвестициях в основной капитал. Эти данные собираются ежеквартально, их текущие показатели говорят нам о том, что инвестиционный рост отсутствует (см. график 1). Поэтому, мол, нечего изобретать велосипед и придумывать новый инструмент. Мы так не считаем. Дело в том, что показатель инвестиций в основной капитал, публикуемый Росстатом, имеет несколько компонент, в том числе и текущие капитальные затраты предприятий. Среди последних содержатся, скажем, и расходы на модернизацию, реконструкцию и капремонт, эти данные гораздо менее важны для прогнозирования роста ВВП, чем данные о новом промстроительстве. Считает Росстат и данные по инвестициям в новое строительство. Здесь сложность иного рода: эта информация появляется довольно редко-раз в год, и, самое главное, она включают в себя данные по строительству жилья и объектов социальной инфраструктуры. В общем, вполне вероятна ситуация, когда все инвестиционные росстатовские показатели будут "молчать", зато данные о новых промстройках дадут возможность предсказать близкую волну нового экономического роста.

Заметим в скобках, что, как оказалось, наше исследование носит не только академический, но и вполне практический характер. За полгода, которые прошли с момента выхода в свет первого обзора, мы неоднократно разговаривали со специалистами разного профиля и отраслевой принадлежности: маркетологами, сбытовиками, логистами, поставщиками оборудования, производителями металлопроката и стройматериалов, ген- и субподрядчиками. Все они в один голос говорили о реальной пользе нашего исследования, о полученных новых инструментариях, помогающих им в поиске клиентов и непосредственной борьбе за него. Особенно у охотников за инвесторами популярны только заявленные, но еще не начатые проекты. Оно и понятно, ведь на этой стадии вполне можно успеть предложить свою продукцию или услуги и заполучить нового крупного клиента.

Вернемся к заявленному нами результату. Мы утверждаем, что с большой долей вероятности сейчас наблюдается локальный инвестиционно-промышленный бум. Почему мы говорим о буме? Номинальная сумма проектов, попавших в наш прошлый обзор, тянет на 19,3 млрд долларов, в нынешний - на 25,6 млрд. Прирост за квартал - 25%. Однако если учесть, что строительство вообще имеет явную сезонную составляющую, а наше последнее исследование как раз пришлось на самые горячие в этом плане месяцы - с мая по июль, то рост может и не показаться значительным. Тем не менее мы склоняемся к мнению, что имеет место именно бурный всплеск. Сумма реально начатых и ведущихся инвестпроектов (без заявленных и завершенных) в мае-июле составила 16,4 млрд долларов, а в феврале-апреле -10 млрд. Рост - на 64%.

А вообще, 25,6 млрд долларов промышленных инвестиций за квартал - это много или еще нет? Возникает естественное желание эту квартальную цифру проанализировать в годовом измерении, то есть умножить на четыре. Мы получим 100 млрд долларов - это 8,3% ВВП. В Китае, скажем, текущий экономический рост в 10-11% обеспечивается 15-16% прироста годовых проминвестиций. Поэтому для России можно было бы ожидать, что инвестиционный бум обеспечит 5,5-5,7% прироста ВВП уже в следующем году. К сожалению, сделать такой прогноз сейчас невозможно. До последнего времени мы специально воздерживались от такого вот анализа агрегированных цифр (суммы денег по всем инвестпроектам), чтобы не путать читателя и не вводить и его, и самих себя в искушение. Пока все цифры, которыми мы оперируем, можно считать по умолчанию завышенными. Ведь видно почти сразу, что мы складываем и приписываем одному кварталу инвестиции, которые реально размазываются по нескольким годам, когда ведется стройка новых объектов. С течением времени, конечно же, будут появляться все новые и новые проекты, поэтому показатели годовых инвестиций будут приближаться к вычисленным на основе показателей лишь одного квартала. Таким образом, точное, выверенное значение годовых инвестиций мы сможем предоставить вряд ли раньше, чем через год, когда у нас накопится исчерпывающая информация обо всех без исключения крупных новых промпроектах.

Одной из основных тенденций следует признать усиление экспансии иностранного капитала в промышленность России (см. график 3). За май-июль среди анонсированных и реально начатых проектов более половины - иностранного происхождения. Похоже, американские, европейские и азиатские компании почувствовали долгожданную стабильность в экономике России и начали закладывать основы своего посткризисного продвижения на российские рынки, непременным атрибутом которого должно стать собственное производство в нашей стране. Причем это производство должно быть непременно новым, построенным "в чистом поле", чтобы шансы на выигрыш в борьбе с конкурентами в долгосрочной перспективе у компании были максимальными (см. график 4). При этом у иностранцев сохраняется тенденция "не ходить в России в одиночку", самые значительные проекты они реализуют вместе с крупными, как правило, государственными или окологосударственными компаниями (например, корейская Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering и Объединенная судостроительная корпорация, итальянская AgustaWestland и "Вертолеты России", бельгийско-германская Solvin и "Сибур" и т. п.). А в тех регионах, где таковых нет, они ищут влиятельных партнеров на местах.

А что же российские инвесторы? "Деньги есть, ума нет", - именно так ответил нам гендиректор и владелец одного из крупных мясокомбинатов в Черноземье, когда мы спросили, какие проблемы возникли у него в ходе реализации инвестиционной программы его предприятия. "Мы знаем наш региональный рынок, у нас есть финансовые ресурсы, но мы пока не в силах реализовать инвестпроект самостоятельно в силу недостатка знаний и компетенций. Нам нужны партнеры". Это мнение, которое встречалось нам не раз и не два, отражает одну из основных черт, присущих текущему инвестиционному процессу в России: промышленные инвестиции в стране крайне востребованы, возможностей для их осуществления масса, даже деньги, по большому счету, не проблема, все упирается в недостаток квалификаций по осуществлению таких проектов, начиная от создания ТЭО и заканчивая промышленным инжинирингом и непосредственным возведением новых заводов и фабрик.

Химпром и нефтепереработка

Лидером по номинальному объему инвестиций среди отраслей в третий раз подряд стала химическая промышленность. На проекты этой отрасли пришлось почти 8,8 млрд долларов - это более трети общей суммы инвестиций. В принципе, такая активность понятна. Ведь химпром еще с советских времен оставался самой недоинвестированной из всех тяжелых индустрии.

На самом юге Волгоградской области, на границе с Ростовской, в сельской глуши разворачивается грандиозное строительство. Несколько лет назад около двадцатитысячного поселка Котельниково было обнаружено крупное месторождение калийных солей - Гре-мячинское. Лицензию на его разработку приобрела компания "Еврохим" Андрея Мельниченко, после доразведки запасов она начала строительство горнообогатительного комбината. Весь проект оценивается в 3 млрд долларов. После запуска первой очереди, который запланирован на 2013 год, "Еврохим" войдет в узкий пул мировых игроков индустрии удобрений, представленных во всех трех секторах этой отрасли (азотные, калийные и фосфорные). Из первой дюжины крупнейших мировых производителей удобрений лишь три компании являются многопрофильными. Это канадская Potash Corporation of Saskatchewan, американская Mosaic (два крупнейших в мире продуцента удобрений) и канадская же Agrium. "Еврохим", крупнейший производитель минеральных удобрений в России, после запуска проекта станет четвертым в этом списке.

Если проект "Еврохима" ориентирован на экспорт, то прочие химические инвестпроекты будут работать почти исключительно на внутренний рынок.

Крупнейший нефтехимический холдинг России "Сибур" начинает сразу два масштабных проекта. Первый - завод по производству полипропилена (сырье для производства пластиковых стульев и столов, одноразовой посуды, игрушек, воздухонепроницаемой пленки и т. п.) стоимостью 2 млрд долларов - компания строит в Тобольске, рядом со своим предприятием "Тобольск-Нефтехим". Идея этого строительства имеет весьма длинную историю. Замысел построить в Тобольске пиролиз возник еще в советские времена. В 1970-х центр нефтедобычи РСФСР мигрировал из Поволжья в Западную Сибирь. Однако вся нефтехимия осталась в Татарии, Башкирии и Самарской области. Было решено создать нефтехимическое производство и в Западной Сибири. На первом этапе в Тобольске был построен крупнейший в мире газоперерабатывающий комбинат, разделявший на фракции попутный нефтяной газ. На втором этапе планировалось построить комбинат по пиролизу (синтезу) основных полупродуктов нефтехимии - этилена, пропилена. До стройки дело не дошло из-за чрезвычайно высокой капиталоемкости проекта. И вот сейчас этот проект реанимирует "Сибур". Рашид Нуреев, начальник управления по информационной политике компании, рассказывает: "В Тобольске уже завершены забивка свай, строительство фундамента. Сейчас осуществляется поставка крупногабаритного оборудования. На середину сентября мы проинвестировали около 23 миллиардов рублей из 60 миллиардов. Самая большая проблема - устаревшие технические нормы, которые приводят к удорожанию строительства в сравнении с аналогичными западными и азиатскими проектами. Кроме того, за последние два-три десятилетия в России не возводилось крупных нефтехимических объектов, потеряны навыки проектирования, инжиниринга, строительства. Поэтому приходится прибегать к опыту ведущих западных компаний-подрядчиков".

Второй проект с участием "Сибура" тоже весьма крупный и сложный, ведь о его старте было объявлено уже года три назад, но в активную фазу строительство пока не вошло. Речь идет о возведении в партнерстве с бельгийским химическим гигантом Solvay и немецким концерном BASF завода по производству поливинилхлорида и каустической соды по современной мембранной технологии (это экономически более эффективная и экологически чистая технология, чем те, что до сих пор используются в России). Затягивание проекта легко объяснимо. За партнерство с Solvay много лет бился и другой игрок рынка ПВХ и каустика - группа "Никохим", которая хотела внедрить новую технологию на принадлежащем ей волгоградском заводе "Каустик". Похоже, "Сибур" сумел опередить "Никохим" в конкурентной борьбе за этот проект. По словам г-на Ну-реева, в него уже инвестировано около 10 млрд рублей примерно из 45 миллиардов. Деньги потрачены на получение разрешений на строительство, проведение работ по подготовке площадки и закупку части оборудования.

Очень интересен проект возведения НПЗ на 3 млн тонн нефти в Кемеровской области. Его появление в центре российской угледобычи на первый взгляд может показаться странным. Но все объяснимо. В регионе проходит нефтепровод, ведущий из Томской области в Иркутск. Уже давно было ясно, что при желании тут вполне можно построить и нефтеперерабатывающий завод. Проблема была в одном: кто смог бы это сделать? В 2007 году, после нескольких аварий на угольных шахтах "Южкузбассугля", основные его совладельцы, местные бизнесмены Юрий Кушнеров и Александр Говор, были вынуждены продать свой актив Евразхолдингу. На вырученные от этой сделки деньги они и решили построить НПЗ. При непосредственной поддержке губернатора Амана Тулеева осенью 2011 года планируется запустить производство, которое позволит Кемеровской области перейти на самообеспечение бензином, а социально ориентированный губернатор сможет контролировать цены на топливо.

Отметим один проект по линии импортозамещения. В Тольятти на "Куйбышевазоте" была пущена установка по производству полиамида текстильного качества за 47 млн долларов. Несмотря на то что это всего лишь одна установка, мы решили включить ее в обзор, ведь на ней будет производиться полиамид текстильного качества - принципиально новый для России продукт, который раньше завозился из-за рубежа. Как нам рассказали на предприятии, "на основе этого полиамида будут вырабатываться текстильные нити, по качеству не уступающие продукции европейских или азиатских производителей. Таким образом, отечественная легкая промышленность сможет отказаться от импорта этого вида продукции". Напомним также, что "Куй-бышевазоту" принадлежит крупный производитель полиамидных нитей и волокон - "Курскхимволокно", на которое и пойдет львиная доля продукции с только что пущенной установки.

Цветная металлургия и электроэнергетика

Российская цветная металлургия последние пять лет все больше пропитывается китайским и азиатским духом. Потребности нашей страны в продукции этой отрасли - алюминии, меди, свинце, цинке и т. д. - невелики, поэтому выстраиваемые вертикально интегрированные компании все чаще видят своим основным рынком сбыта быстрорастущий Китай и страны Восточной и Юго-Восточной Азии и ориентируют на них свои новые производства.

Скажем, в Бурятии компания "Металлы Восточной Сибири" ("дочка" ИФК "Метрополь", принадлежит Михаилу Слипенчуку) вложит в строительство Озерного ГОКа 1,2 млрд долларов. Полученный там цинковый и свинцовый концентрат почти наверняка будет уходить на экспорт, прежде всего в Китай.

В основном на азиатские рынки, видимо, будет нацелена и продукция строящегося "Русалом" Богучанского алюминиевого завода в рамках совместного с "Русгидро" проекта создания Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО), состоящего из Богучанской ГЭС мощностью 3 ГВт и алюминиевого завода на 600 тыс. тонн алюминия. Проект начался еще несколько лет назад, однако во время кризиса был фактически заморожен. Сейчас активные инвестиции в него возобновились, по словам представителей компании, готовность первого пускового комплекса БоАЗа мощностью 147 тыс. тонн в год составляет около 30%. Что касается воз ведения ГЭС, то этому долгострою уже более 30 лет. Комментарий "Русгидро": "По состоянию на июль 2010 года готовность пускового комплекса Богучанской ГЭС составила: по укладке бетона и железобетона в гравитационную плотину

- 88,2 процента; по укладке асфальтобетона в каменно-набросную плотину

- 92,7; монтажу металлоконструкций и гидромеханического оборудования

- 82,2; монтажу гидросилового оборудования - 42,6; земельно-скальным работам - 92,3; цементации основания и дренажам - 90,9; монтажу кранового оборудования - 39,1 процента. Всего в проект вложено 38,6 миллиарда рублей из запланированных 62 миллиардов. Пуск первых агрегатов запланирован на конец следующего года".

Черная металлургия

В черной металлургии, в отличие от цветной, все проекты ориентированы исключительно на внутренний рынок. А их, надо сказать, немало - целых восемь штук с суммарным объемом инвестиций около 3,4 млрд долларов. Отрадно, что семь производств из восьми - совершенно новые, то есть построены новые корпуса и установлено или устанавливается новое современное импортное оборудование.

В июле к Дню металлурга группа ЧТПЗ ввела в строй новый трубоэлектросварочный цех по производству труб большого диаметра в Челябинске стоимостью 700 млн долларов. Новое производство будет работать в связке с запущенным год назад производством широкого листа на ММК (см. "Они сделали это", "Эксперт" № 27 за 2010 г.). Кроме того, в октябре этого года в Первоуральске группа ЧТПЗ введет в строй новый электросталеплавильный цех стоимостью 630 млн долларов для обеспечения собственной заготовкой высокого качества принадлежащих ей Челябинского трубопрокатного и Первоуральского новотрубного заводов.

Несколько проектов нацелены на удовлетворение будущего спроса на качественный строительный прокат. К 2012-2013 годам планируют запустить новые заводы по производству сортового проката "Северсталь" и НЛМК. "Северсталь" строит завод на 1 млн тонн в Балакове Саратовской области, который после запуска будет работать на строительный рынок Приволжского федерального округа. НЛМК же будет достраивать Калужский научно-производственный электрометаллургический завод (возводить его начал бывший владелец, компания "Макси-груп", но из-за дефицита средств проект был заморожен). По словам начальника управления продаж "НЛМК-Сорт" Сергея Хорна, компания планирует занять первое место по поставкам арматурного проката в Центральном регионе с долей рынка в 35%. Правда, пока оба проекта находятся лишь на начальной стадии финансирования, форсировать процесс инвесторам смысла нет-строительный рынок вряд ли восстановится раньше 2012 года.

В Кулебаках Нижегородской области, хоть и не в чистом поле, строится новое машиностроительное оборудование. Рассказывает Юрий Луканин, генеральный директор компании "Русполимет" (холдинг, контролирующий Кулебакский металлургический завод и Кулебакский кольцепрокатный завод): "Первый наш шаг - строительство уникального кольцепрокатного стана. Он может производить цельнокатаные кольца особо большого размера для общего и энергетического машиностроения. Новое оборудование позволит нам существенно снизить материалоемкость производства, а отсутствие швов на новых изделиях увеличит их прочность. Мы предполагаем, что новый стан поможет нам увеличить выручку в полтора-два раза и выйти на новые рынки, в частности на рынок энергомашиностроения. На нашем ключевом рынке, авиамоторных жаропрочных колец, мы и так доминируем. Вторым шагом модернизации станет организация современного производства сталей на Кулебакском метзаводе. Так мы избавимся от необходимости закупать большие объемы заготовки на стороне".

И наконец, настоящая диковинка для России - завод по производству промышленной дроби. В июле французская компания Wheelabrator Allevard и ведущий российский производитель мостовых металлоконструкций ЗАО "Курган-стальмост" открыли в Кургане новый завод по производству стальной дроби стоимостью 20 млн долларов. Эта дробь применяется для очистки поверхностей от ржавчины, окалины, старого покрытия, для упрочнения поверхности деталей (так называемый наклёп) и для распиловки гранита. Wheelabrator Allevard - лидер мировой промышленности, на нее приходится 40% мирового производства абразивной дроби. Для Курганской области, которая с инвестиционной точки зрения давно представляет собой настоящую глушь, это большая удача.

Машиностроение

Из 16 машиностроительных проектов только три реализованы или реализуются силами российского бизнеса. Все остальные -либо совместные предприятия с иностранцами, либо чисто иностранная собственность.

По объему привлеченных инвестиций по-прежнему лидирует автопром. В активную фазу строительства один за другим вошли автокомпонентные заводы под Петербургом и под Калугой. Испанская Gestamp и "Северсталь" ввели в технопарке "Грабцево" штамповочное производство стоимостью 120 млн долларов. Оно будет поставлять штампованные детали кузова и шасси на завод Volkswagen. Там же, в "Грабцево", идет строительство завода немецкой Benteler, основная продукция которой, элементы подвески автомобилей, тоже пойдет на Volkswagen. В Шушарах под Санкт-Петербургом со дня на день будет введен в строй штамповочный завод канадской Magna стоимостью 50 млн долларов. Когда строительство завода было только объявлено, объем инвестиций предполагался в два раза больше, а выпускать планировалось не только металлические детали кузова, но и пластиковые компоненты интерьера и экстерьера, а также коробки передач. Но планам Magna, очевидно, помешала конкуренция со стороны других производителей автокомпонентов, осевших в Питере раньше, и нестабильная ситуация с возможным сбытом продукции.

В других подотраслях машиностроения на этот раз представлена целая россыпь проектов - от судо-, вагоно- и вертолетостроения до производства стиральных машин, ЖК-телевизоров и даже противопожарного оборудования.

На Дальнем Востоке в Большом Камне скоро начнется строительство новой верфи. Проект реализуют одна из крупнейших судостроительных компаний мира южнокорейская Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering и государственная Объединенная судостроительная корпорация. Его стоимость оценивается примерно в 600 млн долларов, основная часть этих средств уйдет в Корею, поскольку именно оттуда в Приморье пойдут почти все строительные материалы и оборудование. Взамен у России появится возможность производить несколько крупнотоннажных нефтеналивных танкеров класса Aframax (дедвейтом до 120 тыс. тонн) в год для нужд наших нефтяников.

Швейцарская компания Liebherr введет в эксплуатацию в Дзержинске Нижегородской области свой первый завод в России за 365 млн долларов. Он будет заниматься производством и сборкой стройтехники (башенные краны и землеройные машины), изготавливать компоненты гидравлики, редукторы и стальные конструкции. Наталья Носко-ва, специалист по маркетингу "Либхерр-Русланд", рассказала "Эксперту" об основных рынках сбыта компании: "На первых порах завод будет "внутренним" поставщиком заводов группы компаний Liebherr в Германии, Австрии и Франции. В среднесрочной перспективе предусмотрено производство строительной техники для российского рынка". Похоже, Liebherr застолбила место на российском рынке в преддверии его бурного роста.

Калужская область, один из регионов-лидеров по привлечению инвестиций, заманила на свою территорию очень нетривиальный инвестпроект. В поселке Детчино началось строительство многофункционального комплекса по производству систем пожаротушения. Проект стоимостью 95 млн долларов ведет группа компаний "Противопожарный сервис" в партнерстве с немецкой Minimax, которая предоставляет технологию производства. Комплекс будет включать в себя завод по производству труб и трубных заготовок, цех по производству автоматики для систем пожарной сигнализации и пожаротушения, склад комплектующих, пожарную исследовательскую испытательную лабораторию, центр пожарной безопасности, пожарное депо, станцию по заправке баллонов и огнетушителей. Основная продукция завода - системы пожаротушения. Комментирует директор по производству ГК "Противопожарный сервис" Алексей Сыромятников: "Вы видели когда-нибудь трубы на потолке в супермаркете или в логистическом комплексе? Вот такие трубы мы и собираемся производить. Обычные металлические трубы, которые производятся в России, нас не удовлетворяют - из них нельзя сделать качественную противопожарную систему. У наших же труб чуть выше давление, и они не просто свариваются, а собираются специальным образом. Собранную противопожарную систему затем монтируют в помещении, и ничего не нужно варить на месте, а в этом, как правило, и состоит основная сложность".

Стройматериалы и стекольная отрасль

Эти отрасли внесли в общую копилку десяток проектов на сумму чуть более 1 млрд долларов. Примечательно, что почти все проекты - greenfield, возводятся "в чистом поле". Заводы по производству стройматериалов, как правило, не обладают высокой капиталоемкостью, поэтому инвестору, чаще всего иностранному, гораздо проще построить новое производство, чем выкупать и модернизировать старое.

Так, в особой экономической зоне "Алабуга" в Татарстане строятся три новых завода по производству строительного стекла, теплоизоляции и стекловолокна. На них приходится 580 млн долларов инвестиций. Судя по всему, бурно развивающийся в последнее десятилетие Татарстан становится единоличным лидером экономики всего Поволжья.

В Омске наконец-то появилось собственное стеклотарное производство: компания "Русь-стекло", аффилированная с банком "Авангард", построила но вый завод под потребности пивоваренной и ликеро-водочной промышленности региона. Омская область выбрана не случайно, ведь это четвертый в России регион по объему производства пива и третий по производству водки. Удивительно, что стеклотарный завод здесь не появился раньше. Такое размещение предприятия делает честь стратегическому видению менеджмента банка "Авангард". В первой половине 2000-х принадлежащая банку компания "Русский солод" за несколько лет возвела четыре солодоваренных завода в Центральной России и стала ключевым и практически безальтернативным поставщиком солода для международных пивоваренных компаний, захвативших к тому моменту российский рынок. Поначалу банкиры были вынуждены зайти в реальное производство, чтобы обеспечить возврат крупных кредитов, выданных, но просроченных зачинателям проектов. Но потом, похоже, вошли во вкус. Сейчас созданная при поддержке банка компания "Русь-стекло" строит уже третий по счету стеклотарный завод. Пример для подражания другим финансовым организациям - предвидеть развитие рынков, искать пустующие ниши и, не дожидаясь приглашения, самим вкладываться и вести промышленное строительство.

Быстро развивается сеть газобетонных заводов, принадлежащая группе компаний ГРАС и финансируемая ВЭБом. Газобетон-это, по сути, искусственный пористый камень, обладающий высокими теплоизоляционными свойствами и довольно высокой несущей способностью. Газобетонные блоки, особенно в малоэтажном строительстве, успешно заменяют более дорогой стеновой материал - кирпич. Александр Воронков, вице-президент ГК "ГРАС", рассказал "Эксперту" о ближайших планах компании: "Один завод у нас уже работает - в Калужской области. В сентябре планируем запустить завод в Саратовской области. Начали строительство еще двух заводов - в Ставропольском крае и во Владимирской области, готовим проектную документацию по Анапе и Перми. Изюминка нашего проекта состоит в том, что помимо производства газобетона мы еще и малоэтажным строительством по госпрограмме занимаемся, где и будут использоваться производимые нами блоки. Всего мы хотим построить к 2013 году 20 заводов и занять до 60-70 процентов рынка газобетона в России".

Остается добавить, что стоимость типового газобетонного завода ГРАСа составляет 1,5-2 млрд рублей, а на строительство 20 таких заводиков уйдет более 1 млрд долларов. Не каждая компания может выбить себе такое финансирование от государственного банка.

Лесопромышленный комплекс

Из четырех лесопромышленных проектов стоимостью около 1 млрд долларов реализован только один. Остальные три находятся в нулевой стадии. Все четыре проекта реализуются с участием иностранного капитала, и все они нацелены на импортозамещение. Древесно-стружечные плиты, офисная бумага и подгузники - это, видимо, как раз то, в чем, по мнению иностранных инвесторов, будет остро нуждаться Россия в ближайшее время.

Свою позицию нам объяснили в американской компании Kimberly-Clark, в начале лета запустившей в подмосковном Ступине одну из своих крупнейших фабрик, которая будет производить подгузники Huggies, туалетную бумагу, кухонные полотенца и салфетки торговой марки Kleenex: "Спрос на товары нашего сегмента увеличивался стремительно, компания выросла в России за десять лет в десять раз. При этом уровень потребления средств личной гигиены еще не очень высок, он показывает хорошую динамику, и, по нашим прогнозам, в ближайшее время рост может достичь докризисного уровня. Наш бизнес в России достиг уже такого объема, который позволяет нам оправдать капвложения в строительство завода".

Агропром и пищепром

Как обычно, АПК и пищевая промышленность представлены наибольшим количеством проектов. На этот раз их 14 штук с объемом инвестиций 850 млн долларов, причем только в одном из них строительство завершено и предприятие запущено, а еще в четырех строительство находится в активной фазе. Остальные девять проектов либо в нулевой фазе, либо их реализация только-только началась. Это означает, что уже более чем десятилетний бум в пищепроме и агропроме продолжится еще как минимум несколько лет.

Помимо ставших уже традиционными свинокомплексов, птицефабрик, комбикормовых заводов в наш список попали и несколько нестандартных проектов, которые, возможно, в скором времени станут лидерами своих сегментов рынка.

Так, в Кировской области крупная местная агрофирма "Дороничи" строит сыродельню за 85 млн долларов. Юрий Власенко, советник генерального директора агрофирмы и руководитель проекта "Сыр", рассказал "Эксперту" об этом проекте подробнее: "Кировская область наряду с Белгородской и Воронежской, по нашей оценке, лучше всего подходит для сырного производства в Европейской России. Молока здесь в достатке. Я раньше работал в "Вимм-Билль-Данне", руководил проектом "Сыр". Мы создали сырный бренд "Ламбер". Считаю, что это самая узнаваемая марка из созданных в России (мы не говорим о сыре "Российский" и подобных, которые могут производить самые разные сыродельни). Частные инвесторы из Кирова пригласили нас в "Дороничи" для создания нового национального сырного бренда".

А в Брянской области, всегда славившейся развитым картофельным производством, скоро появится фабрика по производству замороженного картофеля фри. Того самого, который употребляется в сетях быстрого питания типа McDonald's или "Ростик'с". По словам представителей фирмы-инвестора "Экофри", Россия в год импортирует примерно 60-70 тыс. тонн картофеля фри, 60% из Польши, остальное из Голландии. Импортозамещение этого простого продукта-вот их ключевая инвестиционная идея.

В Миллерове ростовская компания "Астон" запустила новый маслоэкстракционный завод. Гендиректор "Астона" Вадим Викулов объяснил "Эксперту": "Издержки на старом маслоэкстракционном заводе в Миллерове были колоссальными: стоимость переработки маслосемян составляла 40 долларов на тонну. Построив новый завод, мы сократили издержки на переработку масличных практически до нуля. Кроме увеличения производственных мощностей это удалось сделать за счет внедрения технологий биоэнергетики". Речь идет о создании одновременно с новым заводом собственной ТЭЦ, которая работает на отходах производства - лузге подсолнечника, оболочке сои, соломе и другом растительном сырье. В компании нам рассказали, что сейчас ведутся переговоры о продаже излишков энергии сторонним потребителям.

Транспорт

В наш обзор попало четыре проекта на сумму чуть более 700 млн долларов. Это морские порты и терминалы, все они принадлежат российским компаниям, что и правильно: контроль за инфраструктурой экспортно-импортных операций должен быть в руках российского бизнеса.

Три проекта из четырех нацелены на вывоз сырья за границу. Логика инвесторов, "Еврохима" и "Мечела", прозрачна. Они готовятся к увеличению производственных мощностей в России, рынок сбыта их продукции (минеральных удобрений и угля) внутри страны ограничен, а следовательно, целесообразно расширять экспортную инфраструктуру. "Еврохим" строит два балкерных терминала: один в Туапсе на Черном море, другой в Усть-Луге на Балтийском. А "Мечел" возводит в Посьете Приморского края собственный углепогрузочный терминал.

Единственный проект, ориентированный на импорт (правда, и у него предусмотрены экспортные возможности), реализует ОАО "Усть-Луга" в Ленинградской области. Это многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2". Он предназначен для перевалки накатных грузов, в том числе новых импортных автомобилей, контейнерных и генеральных грузов (в частности, крупногабаритных и нестандартных). Сейчас через него идет поток импортных автомобилей марок Hyundai, Kia и Toyota. В компании-инвесторе нам рассказали, что работа МПК "Юг-2" обеспечит перевалку не менее половины новых автомобилей, импортируемых в Россию через российские балтийские порты, а также транзитом через порты Финляндии и прибалтийских стран. Из-за нехватки площадей, отсутствия складов и железных дорог практически все терминалы Санкт-Петербурга отказались от перегрузки на экспорт таких грузов, как пиломатериалы, целлюлоза, фанера, бумага и некоторые другие. МПК "Юг-2" претендует и на этот рынок.

Торговля

Розничная торговля - отрасль некапиталоемкая. Здесь редко встречаются проекты дороже 50 млн и уж тем более 100 млн долларов. На этот раз мы обнаружили инвестпроект в розничной торговле аж на 550 млн долларов! На эти деньги можно построить крупный алюминиевый или, скажем, автосборочный завод, как у Volksvagen. Что же такого можно построить на 550 млн долларов в сфере розничной торговли?

Оказывается, это огромный торгово-развлекательный комплекс "Вегас", который уже возведен с внешней стороны МКАД на юге Москвы. Построила его компания Crocus Group, принадлежащая Ара-су Агаларову. По словам представителей компании, в этом гиганте постиндустриальной экономики будет трудиться 9 тыс. человек. Судя по всему, и по объему инвестиций, и по размеру площадей (более 400 тыс. кв. м) он в два раза больше крупнейшего торгового комплекса "Европейский" и, видимо, станет крупнейшим объектом розничной торговли в Европе.

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.