«Дикси» и «Копейка» соперничают из-за
места в первой тройке на рынке дискаунтеров
Группа компаний «Дикси» выручила в конце ноября
52 млн долларов, разместив между акционерами и по открытой подписке
по допэмиссии 26 млн акций. Этих средств, считают в компании,
хватит, чтобы открыть в 2009 году 100 магазинов в Москве и
регионах. «Дикси» конкурирует с «Копейкой» за место в первой тройке
игроков сетевого дискаунтера («Магнит», X5 Ritail Group,
«Копейка»), открывая ежегодно 60–100 торговых точек. Кроме того,
деньги могут понадобиться в связи с возможным уходом с рынка
локальных сетей и открывающимися шансами для поглощений в
регионах.
Судя по всему, проведенная допэмиссия —
отчаянная попытка «Дикси» найти капитал, необходимый для реализации
планов по развитию сети. С привлечением денег «Дикси» всегда не
очень везло. В 2007 году, когда компания вышла на IPO, из-за
неудачно выбранного момента (высокая конкуренция со стороны
потребительских компаний, разместившихся на бирже чуть раньше и
охладивших интерес инвесторов) она смогла выручить 360 млн долларов
вместо ожидаемых 500 млн. К тому же из-за значительной долговой
нагрузки не все эти деньги пошли на развитие, вследствие чего
«Дикси» в 2007 году уступила своему главному конкуренту «Копейке»
по объемам выручки и открытию магазинов.
Месяц назад «Дикси» отменила SPO на Лондонской
бирже, рассчитывая, видимо, на получение помощи со стороны
государства. Компания подала заявки в Сбербанк и ВТБ — в каждый на
сумму 3 млрд рублей. Но денег пока не получила. Тогда 13 ноября
было объявлено о допэмиссии. Причем акции «Дикси» в тот день
торговались на РТС по 3,4 доллара, однако после объявления о цене
размещения в 2 доллара котировки резко пошли вниз. Очевидно,
«Дикси» пошла на такой демпинг, чтобы гарантированно привлечь
деньги в условиях кризиса.
На сей раз в компании убеждены, что привлеченные
средства будут использованы с максимальной эффективностью. В
частности, этому способствует малая доля краткосрочных займов в
долговом портфеле «Дикси». «В структуре нашего финансового долга
доля краткосрочной составляющей не является существенной, 80
процентов долга относятся к долгосрочным обязательствам компании на
два-три года, — говорит вице-президент Федор Рыбасов. — В течение
следующих 12 месяцев компания должна погасить в рамках своего
финансового долга около 50 миллионов долларов, что вполне может
быть обеспечено из собственных операционных денежных потоков».
Кроме того, «Дикси» не потеряла надежду получить кредиты от
Сбербанка и ВТБ.
В целом, по мнению аналитиков, акционерный
капитал компании остается привлекательным. В частности, у «Дикси»
хорошие перспективы развития в регионах. Этому способствует и тренд
перенаправления покупательского трафика из магазинов среднего
сегмента в экономкласс в период кризиса, который в регионах будет
более ощутим. Правда, рассчитывать на прежний рост продаж не
стоит, считает аналитик по потребительскому сектору ИФК «Метрополь»
Мария Сулима: «Если у Дикси выручка в прошлом году выросла на 42
процента, то в 2008 году рост составит, по нашим данным, 39
процентов, а в следующем году не превысит 30». С другой
стороны, «Дикси» снижает риски падения продаж за счет
мультиформатной сети («Мегамарт», «Минимарт», «VМарт»), привлекая
дополнительно до 15% потребителей. По прогнозам самой «Дикси», она
может обогнать «Копейку» по выручке уже в 2008 году. Пока что она
лидирует по объему продаж на один квадратный метр среди российских
сетей (242,4 тыс. рублей), обойдя даже «Магнит» и X5 Ritail
Group.
«К концу 2009 года стоимость акций
компании вырастет до 7,5 доллара за штуку», — прогнозирует Мария
Сулима. А Банк Москвы в конце 2007 года признал «Дикси»
самой недооцененной сетью, объявив справедливую цену ее акций в 23
доллара.