К текущей рыночной стоимости завода
Дмитрий Ъ-Беликов
Немецкий концерн Daimler приобрел 10% акций
КамАЗа за $250 млн, оценив всю компанию в $2,5 млрд. По биржевым
котировкам столько завод стоил в конце сентября, а сейчас -- $760
млн. Но продавцу бумаг, "Тройке Диалог", не удастся заработать на
сделке. Вся сумма пойдет на расчеты с кредиторами, которые помогли
компании консолидировать контрольный пакет КамАЗа. Однако после
2011 года "Тройка Диалог" сможет получить от немцев еще до $50 млн
-- если завод будет хорошо работать.
В пятницу Daimler и ИК "Тройка Диалог" подписали
соглашение о продаже немецкому концерну 10% акций КамАЗа. Сделка
была закрыта в тот же день, ее сумма составила $250 млн.
Наблюдательный совет Daimler утвердил сделку в четверг вечером.
Глава совета директоров "Тройки Диалог" Рубен Варданян уточнил, что
после 2011 года инвесткомпания получит от Daimler второй платеж --
его размер может составить до $50 млн, а формула расчета суммы
платежа привязана к выручке, EBITDA и чистой прибыли КамАЗа за 2011
год. В результате сделки под контролем структур "Тройки Диалог"
осталось не более 44,4% акций КамАЗа, то есть инвесткомпания
лишилась контроля над заводом. Еще 37,7% акций КамАЗа управляет
госкорпорация "Ростехнологии", которая является партнером "Тройки
Диалог".
Daimler стал стратегическим партнером КамАЗа и
будет содействовать развитию его модельного ряда в обмен на доступ
к мощностям завода и его дилерской сети (подробнее о планах
партнеров см. интервью гендиректора КамАЗа Сергея Когогина). По
мнению гендиректора "Ростехнологий", главы совета директоров КамАЗа
Сергея Чемезова, "ценность подписанного с Daimler соглашения в том,
что оно заключено в разгар кризиса, поразившего весь мировой
автопром". "Я сам долго работал в Германии,-- вспомнил господин
Чемезов.-- Немецкий народ -- скрупулезный. Раз они пришли на КамАЗ,
значит, видят перспективу". Глава Daimler Trucks Андреас Реншлер
пообещал наладить с КамАЗом "взаимовыгодный обмен технологиями".
Сразу после объявления сделки акции КамАЗа на ММВБ подорожали на
13%. По итогам дня рост составил 6,7% при падении индекса ММВБ
1,33%.
Помимо соглашения о продаже акций "Тройка
Диалог", Daimler и "Ростехнологии" подписали соглашение first right
refusal. В нем сказано, что если "Тройка Диалог" или
"Ростехнологии" захотят продать часть принадлежащих им бумаг
КамАЗа, то они будут обязаны предложить их в первую очередь
Daimler. Это правило действует неограниченное количество раз, то
есть если "Тройка Диалог" и "Ростехнологии" будут выходить из
капитала КамАЗа постепенно, то каждый раз при продаже бумаг им
придется обращаться с предложением к Daimler.
Михаил Пак из ИФК "Метрополь" "не ожидал
столь высокой оценки завода -- на уровне $2,5-3 млрд" и считает
сделку "крайне удачной". В пятницу на ММВБ завод стоил $760 млн,
$2,5 млрд он стоил в конце сентября, а до кризиса -- $4,5 млрд. По
мнению аналитика, "КамАЗ оценен на уровне Scania и дороже, чем
MAN". Они торгуются с коэффициентами P/S (стоимость акций к
выручке) 0,6 и 0,3 соответственно. Елена Сахнова из
"ВТБ-Капитала" согласна, что сделка на первый взгляд выглядит
дорогой и по коэффициенту EV/EBITDA, который у КамАЗа получается на
уровне 7, а у Scania и Volvo -- 4 и 4,5 соответственно. Но со
стратегической точки зрения цена адекватна, полагает аналитик, так
как потенциал у российского рынка грузовиков высок: их парк
изношен, а инфраструктурное строительство будет развиваться даже в
период кризиса.
По словам господина Варданяна, $250 млн, которые
инвесткомпания получила от сделки, будут "направлены на расчеты с
финансовыми партнерами "Тройки Диалог", помогавшими ей
консолидировать контрольный пакет КамАЗа (инвесткомпания собирала
его с 2004 года.-- "Ъ")". Аналитики оценивали, что на скупку бумаг
КамАЗа "Тройка Диалог" могла потратить до $500 млн, однако в самой
инвесткомпании никогда не раскрывали ни объема затрат, ни
соотношения собственных средств и кредитов, привлеченных под скупку
акций. Хватит ли $250 млн для расчетов с кредиторами, в компании
пояснить отказываются.
Когда "Тройка Диалог" структурировала сделку по
АвтоВАЗу, то сперва продала блокпакет завода Renault за $1 млрд, а
оставшиеся бумаги собиралась разместить на бирже, выйдя, таким
образом, из капитала завода с премией. Деньги, полученные от
Renault, "Тройке Диалог" также пришлось полностью направить на
расчеты с кредиторами. Но зафиксировать прибыль ей так и не
удалось: разместить блокпакет АвтоВАЗа на бирже осенью помешал
финансовый кризис. Впрочем, источники, знакомые с позицией "Тройки
Диалог", утверждают, что "она не торопится зафиксировать прибыль,
продав бумаги АвтоВАЗа или КамАЗа". В случае с КамАЗом вариантов
может быть несколько -- от прямой продажи остальных акций завода
концерну Daimler с премией за контроль до частичного размещения
бумаг на бирже. Renault, по неофициальной информации, также
рассчитывал на контроль над АвтоВАЗом, однако концерну было
отказано.