Алексей Щеглов
Авиаперевозчик поглотил три убыточные компании,
с помощью которых увеличит долю на внутреннем рынке.
Дочка «Аэрофлота» ООО «Аэрофлот-финанс» 18
апреля передало материнской компании акции «Оренбургских
авиалиний», «Сахалинских авиатрасс» и «России». Их приобретение
поможет авиаперевозчику создать крупные региональные центры по
развитию авиаперевозок и войти в двадцатку лучших на мировом
рынке.
«ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» получило
акции ОАО «Оренбургские авиалинии» (100%), ОАО «Авиакомпания
«Сахалинские авиатрассы» (100%), ОАО «Авиакомпания «Россия» (75%
минус одна акция)», – говорится в пресс-релизе компании.
Ранее сообщалось, что в середине ноября 2011
года «Аэрофлот» приобрел авиационные активы «Ростехнологий» –
«Владивосток авиа» (52,156% акций) «Саратовские авиалинии» (51%),
«Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» (100%), «Авиакомпания
«Россия» (75% минус одна акция) и «Оренбургские авиалинии» (100%).
«Ростехнологии» в обмен на эти активы получили за 3,55% акций
авиаперевозчика. Чуть позже акции «Саратовских авиалиний» были
проданы.
Акции трех оставшихся «в сухом остатке» компаний
были переданы «Аэрофлоту» 18 апреля 2012 года. Сделка по их
передаче была проведена в соответствии с решением совета директоров
«Аэрофлота», принятым в феврале 2012 года, и направлена на развитие
взаимодействия с авиакомпаниями в рамках интеграции группы
«Аэрофлот»
«Интеграция позволит группе «Аэрофлот» создать
крупный авиационный холдинг, способный составить конкуренцию
лидерам мировой авиаотрасли», – отмечает авиаперевозчик.
В компании намерены в будущем создать три мощных
региональных центра – на Юге, Северо-Западе и Дальнем Востоке
России. Предполагается, что перевозки, осуществляемые группой, к
2025 году вырастут почти в четыре раза. Как рассчитывает
руководство компании, это позволит группе «Аэрофлот» войти в первую
пятерку авиакомпаний по пассажиропотоку и выручке в Европе, а также
в топ-20 глобальных авиаперевозчиков мира.
В настоящее время в рамках программы развития
компания занимается расширением сети международных перевозок,
открывая новые маршруты на популярных у россиян направлениях. Так,
в конце марта «Аэрофлот» запустил регулярные пассажирские рейсы на
воздушной линии Екатеринбург – Ларнака – Екатеринбург, которые
будут выполняться дважды в неделю до 6 октября 2012 года на
воздушных судах Airbus A320. Кипр является одним из наиболее
популярных зарубежных туристических направлений у россиян и прямые
рейсы между Екатеринбургом и Ларнакой отвечают потребностям
массового спроса в разгар туристического сезона.
Как пояснила Gudok.ru аналитик ИФК
«Метрополь» Анна Долайчук, завершенная ныне сделка по приобретении
«Аэрофлотом» трех компаний произошла давно и была ожидаема на
рынке. Пока не понятно, на базе какого перевозчика «Аэрофлот»
намерен создать региональный центр на Юге России, но покупка всех
трех компаний вписывается в ранее заявленную программу
регионального развития. Так, «Россия» – входит в пятерку крупнейших
авиаперевозчиков России по пассажирообороту. Компания базируется в
Санкт-Петербурге, поэтому «Аэрофлоту» логично на ее базе развивать
северо-западное направление. Аналогично подходят для целей развития
региональных перевозок компания «Оренбургские авиалинии» (9 место
по пассажирообороту за январь-февраль этого года) и сравнительно
небольшие по пассажирообороту «Сахалинские
авиатрассы».
«Все три компании являются
нерентабельными и обременены достаточно высокой задолженностью, -
напоминает эксперт. - Пока последняя отчетность этих перевозчиков
не опубликована, а «Аэрофлот» не делал заявлений относительно
концепции их развития. Поэтому пока не ясно насколько эти
приобретения увеличат долю «Аэрофлота» на рынке авиаперевозок
России и как отразятся на его текущем финансовом положении. В любом
случае, целью компании на предстоящие три года является проведение
модернизации своих новых подразделений, обновление авиапарка
компаний и их вывод на операционную прибыль».
Анна Долайчук считает, что
амбициозные планы «Аэрофлота» по попаданию в мировую двадцатку
лучших возможно реализовать лишь в рамках самого оптимистичного
сценария. Условием этого является постоянный рост пассажиропотока,
что маловероятно на таком длительном временном отрезке.
«Региональные авиаперевозки «Аэрофлота» в последние два года растут
опережающими темпами. Но чтобы их прирост оставался на высоком
уровне, компании нужно иметь ценовое преимущество, а это замедлит
вывод трех приобретенных подразделений на операционную прибыль», –
заключила аналитик.
«Аэрофлот» – член глобального авиационного
альянса SkyTeam, базируется в московском международном аэропорту
«Шереметьево». По итогам 2011 года «Аэрофлот» перевез более 14,173
млн человек, превысив показатель 2010 года на 25,6%. В настоящее
время маршрутная сеть авиакомпании насчитывает более 898 пунктов в
169 странах. Перевозчик располагает одним из самых молодых
самолетных парков в Европе. Основным акционером «Аэрофлота»
является государство в лице Росимущества (51,17%). Согласно
отчетности компании, чистая прибыль ОАО «Аэрофлот» по РСБУ в 2011
году сократилась на 11% по сравнению с 2010 годом и составила 10,4
млрд рублей. Выручка выросла на 20,6% – до 135,8 миллиарда
рублей.
http://www.gudok.ru/transport/air/?pub_id=430863