Группа собирается разместить облигации на
$700 млн
Дмитрий Ъ-Беликов, Игорь Ъ-Орлов, Елена
Ъ-Киселева
Группа ГАЗ намерена выпустить облигации на сумму
более $700 млн для рефинансирования краткосрочной задолженности.
Группа заявила об этом после того, как премьер Владимир Путин
пообещал ей гарантированную господдержку. Впрочем, пока ни один из
госбанков официально не признает интереса к облигациям ГАЗа, а
аналитики называют нынешнюю долговую нагрузку группы "опасной".
Группа ГАЗ вчера сообщила, что 1 декабря ее
совет директоров одобрил четыре выпуска облигаций на общую сумму
$714 млн (по $178,5 млн каждый). В группе пояснили лишь, что
облигации размещаются "среди ограниченного круга финансовых
инвесторов", а средства будут направлены "на рефинансирование
краткосрочного кредитного портфеля" группы. Сроки размещения и
инвесторов, которые его выкупят, в ГАЗе назвать отказались.
"Ъ" опросил крупнейшие госбанки, однако об
интересе к облигациям группы ГАЗ никто не заявил. Заместитель
председателя правления Сбербанка РФ Белла Златкис сказала "Ъ", что
"теоретически банк мог бы выкупить облигации ГАЗа", но группа к
нему с такой просьбой не обращалась. Аналогичный ответ дал источник
"Ъ" в банке ВТБ. Во Внешэкономбанке (ВЭБ) от комментариев также
отказались, но источник в наблюдательном совете ВЭБа напомнил, что
госкорпорация -- "по сути, единственный финансовый институт,
который в условиях кризиса до сих пор покупает облигации российских
эмитентов".
Группа ГАЗ уже подала заявку в ВЭБ на
госфинансирование в объеме $400 млн для продолжения строительства
завода дизельных двигателей в Ярославле -- оборудование для него
уже поступает, и отказ от проекта чреват прямыми потерями. Во
вторник премьер Владимир Путин согласился с тем, что
"государственные институты должны помочь" группе ГАЗ.
Однако источники "Ъ" на авторынке сомневаются в
успешном размещении облигаций группы. Во-первых, отмечают
собеседники "Ъ", АвтоВАЗ, который рассчитывает на $1 млрд
господдержки, также предлагает ВЭБу выкупить его облигации
(биржевые), но решения до сих пор не принято, хотя переговоры идут
с октября. Во-вторых, ФСФР уже зарегистрировала проспекты эмиссий
выпусков облигаций АвтоВАЗа и Sollers (бывшее "Северсталь-авто"), а
выпуск ГАЗа еще не зарегистрировала. На это уйдет минимум
месяц-полтора, и в лучшем случае группа получит деньги в 2009 году.
Наконец, банки охотнее выкупают эмиссии облигаций, которые могут
быть включены в ломбардный список Центробанка (ЦБ) и под которые
потом можно привлекать финансирование ЦБ. Аналитик банка "Траст"
Павел Пикулев отмечает, что для включения в ломбардный список ЦБ
либо эмиссии, либо эмитенту должен быть присвоен рейтинг
международного агентства не ниже В-. У группы ГАЗ, а также
единственного выпуска ее облигаций ("ГАЗ-Финанс") на 5 млрд руб.
кредитных рейтингов нет.
По данным ИФК "Метрополь", долг группы ГАЗ
на конец сентября 2008 года достиг $1,4-1,5 млрд, из которых около
$1 млрд -- краткосрочные обязательства. По словам аналитика
"Метрополя" Михаила Пака, "это достаточно опасная долговая
нагрузка". Глава правления ГАЗа Сергей Занозин не исключал
падения EBITDA группы в 2008 году сразу на 50% -- до $315 млн. Если
прогноз сбудется, соотношение долг/EBITDA группы ГАЗ по итогам года
составит 4,4, "а это серьезно". "Комфортным считается
соотношение 1,3-1,5,-- говорит господин Пак.-- У ГАЗа оно было в
пределах 1,6-1,7". Впрочем, господин Пикулев допускает, что
госфинансирование группе ГАЗ может быть предоставлено "по схеме,
аналогичной с Российскими железными дорогами": транспортная
монополия выпустила два выпуска по 20 млрд руб., и две трети
каждого из них выкупил Сбербанк, которому предоставило деньги
государство.