Олег Кузнецов
Как сообщил „Ъ“ заместитель гендиректора «Кавминводыавиа»
Анатолий Соколов, в рамках инвестпроекта планируется заменить по
лизинговым программам находящиеся сейчас в эксплуатации Ту-204 и
Ту-154 более комфортабельными и топливно-эффективными самолетами
Боинг-737. «После запуска в эксплуатацию новой ВПП в аэропорту
„Минеральные Воды“ мы ожидаем усиление присутствия UtAir и
„Авиалиний Кубани“, а также приход в регион таких перевозчиков, как
Sky Express, „Авианова“ и „Сибирь“. В этой ситуации обновление
авиапарка необходимо, чтобы выдерживать конкуренцию», — пояснил
господин Соколов. Необходимый для модернизации объем инвестиций и
сроки программы он не назвал.
В 2010 году правительство РФ приняло решение о передаче
нескольких региональных авиакомпаний, в том числе, «Кавминводыавиа»
из ведения «Ростехнологий» в управление «Аэрофлоту». До этого
должно завершиться выделение из состава ФГУАП международных
аэропортов в Ставрополе и Минводах, а также акционирование
авиакомпании с последующей передачей 100% пакета «Аэрофлоту». Как
уточнил представитель «Кавминводыавиа», это процесс планирует
завершить в 2011 году, и инвестпрограмма будет корректироваться в
зависимости от утвержденного материнской компанией плана развития
минераловодской «дочки». «Возможно слияние с другой южной дочерней
компанией — „Донавиа“ (на 100% принадлежит Аэрофлоту. — „Ъ“)», —
отмечает господин Соколов. В «Аэрофлоте» планы развития
присоединяемых компаний не комментируют.
Свой вариант развития регионального авиаперевозчика есть и у
Минтранса РФ. Министр транспорта Игорь Левитин предложил создать в
СКФО единого авиаперевозчика на базе «Кавминводыавиа» и аэропорта в
Минводах. В этой ситуации перспективы не принадлежащих «Аэрофлоту»
«Авиалиний Дагестана», «Грозный-Авиа» и Alaniya Airlines не ясны.
Прокомментировать „Ъ“ предложения минтранса в «Кавминводыавиа»
отказались.
ФГУАП «Кавминводыавиа» имеет лицензии на на полеты в
25 странах мира и 48 городов России и СНГ, основные направления —
Москва, Санкт-Петербург, Ереван. Прибыль за 2009 год — около 35 млн
руб. В 2008 году «Кавминводыавиа» перевез 620 тыс. пассажиров, в
2009 — 553 тыс. человек. По данным «Росавиации», в январе-сентябре
2010 года ФГУАП перевезено 471,6 тыс. пассажиров (данные компании —
488 тыс.), что на 7% выше показателей аналогичного периода прошлого
года; процент занятости пассажирских кресел — 68,8%, что на 1,8%
ниже прошлогоднего уровня.
Эксперты считают наиболее вероятным итогом реорганизации и
вхождения авиапредприятия в состав «Аэрофлота» его слияние с
«Донавиа».
«Предприятия не будут дублировать рейсы друг друга,
что позволит „Аэрофлоту“ повышать операционную эффективность, в том
числе за счет сокращения на первом этапе после слияния
используемого на юге авиапарка», — отмечает аналитик ИФК
«Метрополь» Андрей Рожков.
Однако, даже в этих условиях стоимость инвестпрограммы
«Кавминводыавиа» эксперт оценивает в $300 млн, а стоимость каждого
приобретаемого на условиях финансового лизинга Боинга-737 — в
$40-50 млн. «Боинги — это не единственный вариант, их выгодно
эксплуатировать на средних магистральных маршрутах. На ближних
рейсах гораздо экономичней использовать Sukhoi Superjet или
Ан-148», — полагает он.
«На Sukhoi Superjet и Ан-148 очередь, заказав их сейчас,
получить лайнеры авиакомпания сможет не ранее 2015 года. Есть
другой лизинговый вариант — Airbus А320, которые использует сам
„Аэрофлот“», — считает гендиректор консалтинговой компании Infomost
Борис Рыбак. Расходы на модернизацию авиапарка с учетом лизинговых
платежей, создания фонда на обслуживание техники, обучения летного
состава он оценивает в $20-40 млн ежегодно в течение 4-5 лет.